Вопрос:
В организации в сентябре 2014 года была проведена специальная оценка условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ. По её результатам было выявлено наличие рабочих мест, работа на которых подлежит оплате в повышенном объёме согласно ст. 146 и ст. 147 ТК РФ. Аттестация рабочих мест до 1 января 2014 года работодателем не проводилась. Классы вредности рабочим местам не присваивались. Позднее происходили изменения в штатном расписании, перемещения работников на другие должности и, соответственно, смена рабочих мест. Работники переводились с должностей, работа на которых осуществляется во вредных и (или) опасных условиях труда, на другие должности, также осуществлялся и обратный перевод.
С какого момента должны быть установлены гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (с момента проведения специальной оценки условий труда или со вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ, или с момента, когда работник начал свою деятельность на конкретном рабочем месте)?
Результаты проведения специальной оценки условий труда применяются в том числе для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом РФ гарантий и компенсаций (ст. 7 Закона N 426-ФЗ).
Если до дня вступления в силу Закона N 426-ФЗ в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации. При этом для целей, определенных ст. 7 Закона N 426-ФЗ, используются результаты данной аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ).
Соответственно, поскольку в рассматриваемой ситуации аттестация рабочих мест не проведена, то для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом РФ гарантий и компенсаций следует руководствоваться результатами проведения специальной оценки условий труда.
Результаты проведения специальной оценки условий труда указываются в отчете о ее проведении, который и утверждается работодателем (ч. 4 ст. 9, ч. 2 ст. 15 Закона N 426-ФЗ). Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (ч. 5 ст. 15 Закона N 426-ФЗ).
Таким образом, по нашему мнению, работники, чьи условия труда по результатам проведения специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными, имеют право на соответствующие гарантии и компенсации именно со дня утверждения работодателем отчета о проведении специальной оценки условий труда.
При этом рабочим местом признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя, а условия труда — это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (часть вторая, часть шестая ст. 209 ТК РФ).
В отчете о проведении специальной оценки условий труда обязательно указываются индивидуальный номер рабочего места, наименование рабочего места с указанием в родительном падеже наименования должности, профессии или специальности работника, занятых на данном рабочем месте, в соответствии со штатным расписанием (п. 4 Инструкции по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н).
Следовательно, когда проведена специальная оценка условий труда рабочего места работника в определенной должности, что отражено в отчете о проведении специальной оценки условий труда, а другой работник после проведения специальной оценки условий труда переводится на эту должность и перемещается на соответствующее рабочее место, на котором по результатам проведения специальной оценки установлены вредные или опасные условия труда, то соответствующие гарантии и компенсации предоставляются с момента такого перевода.
Когда же работник (например секретарь) физически перемещается на рабочее место сотрудника, выполняющего работу по другой должности (например, бухгалтера), на котором по результатам проведения специальной оценки установлено наличие вредных и (или) опасных условий труда, то это не является основанием для установления ему гарантий и компенсаций за работу в соответствующих условиях труда.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что работодателем вновь организуется рабочее место (секретаря), а условия труда на этом месте в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ подлежат оценке.
Соответственно, гарантии и компенсации за работу во вредных условиях труда (секретарю) могут быть установлены в таком случае только после проведения внеплановой специальной оценки на этих местах, которая должна быть проведена в течение шести месяцев со дня ввода его в эксплуатацию (ч. 2 ст. 17 Закона N 426-ФЗ).Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Еще статьи из этого раздела
- Порядок налогообложения самозанятого после превышения лимита дохода
- Организация, находящаяся на общей системе налогообложения, арендовала земельный участок на пять месяцев (как территорию складирования ТМЦ). На участке ею было смонтировано металлическое ограждение для заезда и разгрузки машин стоимостью 100 000 рублей. После окончания договора аренды ограждение передано арендодателю без возмещения им расходов арендатора. В документах, оформляемых при передаче земельного участка по окончании договора аренды, факт наличия ограждения и решение о передаче его в собственность арендодателя не обозначены. Как нужно было принять на учет такое имущество и списать затраты на его приобретение и установку?
- Должна ли организация, оказывающая услуги по дератизации, дезинсекции, иметь лицензию? Нужно ли лечебному учреждению при заключении договора на дератизацию, дезинсекцию запрашивать лицензию на осуществление этой деятельности у исполнителя?
- Не будет ли у нас проблем с подтверждением права на ставку 0% при экспорте в одну страну (Узбекистан, покупатель), а получением оплаты из другой страны (США, плательщик), при этом данный факт будет прописан в договоре?
- Работодатель является бюджетным учреждением. Необходимо ли ставить печать организации на таких кадровых документах, как, например, приказ о приеме на работу, приказ о переводе на другую работу, приказ об увольнении и т.д.?