Организация занимается розничной продажей...
Юридические основания возврата товара
Продовольственные товары — продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безалкогольные напитки, жевательная резинка, пищевые добавки и биологически активные добавки (ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").
В соответствии с п. 1 ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Согласно ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее — Закона N 2300-I) потребитель, при обнаружении ненадлежащего качества проданного ему товара (в том числе и продовольственного), вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
Таким образом, покупатель может вернуть продовольственный товар ненадлежащего качества. Что касается возврата продовольственного товара надлежащего качества, то в этом случае необходимо учитывать, что п. 1 ст. 25 Закона N 2300-I предусматривает право потребителя только на возврат (либо обмен) непродовольственного товара надлежащего качества.
Это означает, что возврат продовольственного товара надлежащего качества действующим законодательством не предусмотрен (смотрите также Разъяснение Ассоциации потребителей Пензенской области от 14.11.2008).
Статьей 503 ГК РФ установлено, что в случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить их (продовольственные товары, товары бытовой химии и тому подобное), покупатель по своему выбору вправе потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества или соразмерного уменьшения покупной цены. Вместо предъявления этих требований покупатель вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
Аналогичное правило содержится в п. 27 Правил продажи отдельных видов товаров (утверждены постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55).
Обратите внимание: согласно ст. 493 ГК РФ, п. 5 ст. 18 Закона N 2300-I, а также ст. 493 ГК РФ отсутствие у потребителя документов, подтверждающих факт оплаты товара (кассовый или товарный чеки), не лишает его права ссылаться на свидетельские показания в подтверждение факта и условий покупки, чтобы вернуть уплаченные деньги.
Документальное оформление возврата товара
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Следует понимать, что понятие "касса" применяется в двух значениях:
— операционная касса — кассовый аппарат (ККТ);
— главная касса, под которой подразумевается вся сумма наличных денежных средств, имеющихся в организации.
Документооборот каждая из них (в том числе документооборот при возврате денежных средств) регулируется различными нормативно-правовыми актами.
Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (далее — Типовые правила N 104), утвержденные письмом Минфина России от 30.08.1993 N 104, регламентируют документооборот и оформление операций, осуществляемых через ККТ.
В свою очередь, документооборот главной кассы организации регулируется Порядком ведения кассовых операций в РФ (далее — Порядок N 40), утвержденным решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 N 40.
Возврат денежных средств покупателю в день покупки товара
В этом случае необходимо руководствоваться разделом 4 Типовых правил N 104, а также постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций". О том, что такой порядок оформления документов принимается налоговыми органами при возврате денежных средств в день покупки, разъяснено в письме УФНС РФ по г. Москве от 08.06.2006 N 22-12/49655.
Так, при возврате в день покупки (до закрытия смены и снятия Z-отчета) товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества применяется следующий порядок оформления.
Возврат денежной суммы производится из операционной кассы организации по чеку, который выдан в данной кассе, и только при наличии на чеке подписи директора организации (заведующего) или его заместителя.
На сумму возврата оформляется Акт о возврате денежных сумм покупателям (форма N КМ-3). Указанный акт составляется членами комиссии в одном экземпляре.
Погашенные (первоначальные) чеки наклеиваются на лист бумаги и вместе с актом сдаются в бухгалтерию.
Суммы, выплаченные по возвращенным покупателями и неиспользованным кассовым чекам, записываются в графу 15 Журнала кассира-операциониста (форма КМ-4) и на итоговую сумму уменьшается сумма выручки за данный день.
Как разъяснено в письме УФНС России по г. Москве от 09.07.2008 N 22-12/066519@, в графе 11 Журнала указывается сумма наличных денежных средств за минусом сумм возвратов и сумм, оплаченных по документам (графа 10 — графа 13 — графа 15).
По нашему мнению, оформлять накладную на товар, возвращенный покупателем в день покупки, не следует. Это объясняется тем, что списание товара производится по итогу реализации за день. В свою очередь, товар, возвращенный в день покупки, не является в этот день реализованным.
При этом в письме УФНС РФ по г. Москве от 08.06.2006 N 22-12/49655 также было отмечено, что использование организацией при операции возврата товара в день покупки в ККТ функции возврата с одновременным пробитием возвратного чека не противоречит действующему законодательству о применении ККТ.
Возврат денежных средств покупателю не в день покупки товара
При возврате денежных средств не в день покупки (после закрытия смены и снятия Z-отчета) действует иной порядок.
В этой ситуации деньги не изымаются из ящика ККТ кассиром-операционистом, а выдаются главным (старшим) кассиром из главной кассы. Данная позиция подтверждена письмами УФНС РФ по г. Москве от 01.10.2007 N 18-11/3/092847@, от 30.07.2007 N 34-25/072141, от 26.12.2006 N 22-12/115771, от 03.11.2006 N 22-12/97729.
При их выдаче необходимо руководствоваться пунктами 14-15, 22 и 24 Порядка N 40, также Методическими рекомендациями по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденными письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5.
Аналогичный вывод содержится в письмах УФНС РФ по г. Москве от 26.12.2006 N 22-12/115771, от 01.10.2007 N 18-11/3/092847@.
При возвращении товара не в день его покупки покупатель должен написать заявление, на основании которого купленный им товар возвращается, а предприятие выдает ему денежные средства. В заявлении обязательно должны быть указаны фамилия, имя, отчество, адрес и паспортные данные покупателя, наименование товара, дата его покупки, причина возврата. К заявлению прикладывается кассовый чек. На чеке расписывается директор магазина или его заместитель.
Затем на полученный товар составляется акт о приеме товара (накладная) в произвольной форме в двух экземплярах. Один экземпляр акта (накладной) прикладывается к товарному отчету, а другой — отдается покупателю. Стоимость возвращенного товара показывается в товарном отчете отдельной строкой.
На основании акта о приеме товара (накладной), чека (копии) и заявления покупателя выписывается расходный кассовый ордер (форма N КО-2, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88) и выдаются денежные средства за возвращенный товар (п. 14 Порядка N 40).
При выдаче денег по расходному кассовому ордеру или заменяющему его документу отдельному лицу кассир требует предъявления документа (паспорта или другого документа), удостоверяющего личность получателя, записывает наименование и номер документа, кем и когда он выдан, и отбирает расписку получателя (п. 15 Порядка N 40). При этом представление копий паспорта порядком оформления возврата наличных денежных средств покупателю не предусмотрено (письмо УФНС РФ по г. Москве от 26.12.2006 N 22-12/115771).
Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу.
Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге (п. 24 Порядка N 40).
Следует отметить, что пробитие возвратного чека, в случае возврата денежных средств не в день продажи, не допускается, так как денежные средства выдаются из главной, а не операционной кассы организации.
В письмах УМНС РФ по г. Москве от 01.07.2002 N 29-08/1/30131, от 20.08.2002 N 29-12/38238, от 20.03.2002 N 29-08/1/12423 разъяснено, что при пробитии возвратного кассового чека в фискальном отчете ККТ увеличивается (а не уменьшается) сумма полученных в кассу денежных средств, что приводит к несоответствию данных фискального отчета и кассовой книги.
В свою очередь, уменьшение выручки на сумму неправомерно возвращенных денежных средств приводит к неоприходованию в кассу предприятия наличных денежных средств, полученных с применением ККМ, и, следовательно, к предприятию, в случае проведения проверки и установления таких фактов, применяются штрафные санкции, предусмотренные ст. 15.1 КоАП РФ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Степовая Яна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Мельникова Елена
13 августа 2010 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Еще статьи из этого раздела
- Должна ли организация, оказывающая услуги по дератизации, дезинсекции, иметь лицензию? Нужно ли лечебному учреждению при заключении договора на дератизацию, дезинсекцию запрашивать лицензию на осуществление этой деятельности у исполнителя?
- В части 1 ст. 20 Федерального закона N 261-ФЗ от ...
- Покупатель в договоре поставки алкогольной продукции ...
- Один из учредителей некоммерческого партнерства...
- Какова процедура уменьшения уставного капитала...