«Гарант-Кострома»
Информационно-правовое обеспечение Белгородской области

Наличность и касса под прицелом ФНС

Наличность и касса под прицелом ФНС
В сентябре из-под пера чиновников ФНС России вышло письмо, в котором приводятся разъяснения об особенностях работы с денежной наличностью и при ведении кассовых операций. За комментарием к этому документу мы обратились к экспертам «Нормативных актов для бухгалтера».

С начала этого года организациям и индивидуальным предпринимателям при ведении кассовых операций с наличными деньгами на территории России необходимо руководствоваться Положением ЦБ РФ от 12 октября 2011 г. N 373-П (далее — Положение N 373-П), которым установлены правила организации работы по ведению кассовых операций, приема и выдачи наличных денег, ведения кассовой книги, обеспечения порядка ведения кассовых операций и определение лимита остатка наличных денег в кассе.

Положение N 373-П распространяется на юридических лиц, ведущих бухгалтерский учет, организации на УСН и предпринимателей. Опираясь на положения этого документа, чиновники ФНС России в письме от 12 сентября 2012 г. N АС-4-2/15195 раскрыли вопросы ведения кассовой книги обособленными подразделениями организации, ответственности за нарушение порядка ведения кассовых операций и периодичности и сроков проведения проверок.

Кассовая книга «обособленцев»

По Положению N 373-П для учета поступающих в кассу и выдаваемых из кассы наличных денег ведется кассовая книга . В ней кассир делает записи по каждому приходному и расходному кассовым ордерам . Кассир сверяет данные кассовой книги с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге сумму остатка наличных денег на конец рабочего дня и ставит подпись. Записи в кассовой книге сверяются с данными кассовых документов главным бухгалтером или бухгалтером, а при их отсутствии — руководителем и подписываются лицом, проводившим указанную сверку.

Обособленное подразделение после выведения в кассовой книге суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня передает лист кассовой книги за этот рабочий день не позднее следующего рабочего дня юридическому лицу. В частности, передается:

— отрывной второй экземпляр листа кассовой книги, если она оформляется на бумаге;
— распечатанный на бумажном носителе второй экземпляр листа кассовой книги, если она оформляется с применением технических средств.

Лист кассовой книги обособленное подразделение может передавать организации в электронном виде. Тогда лист кассовой книги на бумаге подлежит передаче в соответствии с правилами документооборота, утвержденными юрлицом.

Согласно опубликованному письму, требование Положения N 373-П о ведении кассовой книги касается каждого подразделения, которое осуществляет кассовые операции. Причем наличие банковского счета юрлица, открытого для совершения операций «обособленцем», не имеет значения. Такое уточнение ФНС России сделала на основании разъяснений Банка России в письме от 4 мая 2012 г. N 29-1-16/3255.
Отметим, что наличие банковского счета для совершения операций подразделением имеет значение при выполнении этим подразделением требования об установлении лимита остатка наличных денег. Ведь если такой счет имеется, то подразделение устанавливает лимит остатка наличных денег в порядке, предусмотренном для юрлица. В противном случае юридическое лицо, в состав которого входят подразделения, определяет лимит остатка наличных денег с учетом наличных денег, хранящихся в этих подразделениях.

Если кассовые операции ведутся с нарушениями

В Положении N 373-П не говорится об ответственности за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности и несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличности сверх лимитов.

Однако в комментируемом письме ФНС России указала, что такое нарушение влечет наложение административного штрафа в соответствии с частью 1 статьи 15.1частью 1 статьи 15.1 Кодекса об административных правонарушениях. Это штраф в размере:

— от 4000 до 5000 рублей в отношении должностных лиц;
— от 40 000 до 50 000 рублей в отношении юридических лиц.

Индивидуальные предприниматели, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица.

За отсутствие лимита остатка наличных денежных средств в кассе никакого административного штрафа не предусмотрено. Если расчет на установление лимита в банк не представлен, то лимит остатка кассы считается нулевым (см. п. 2п. 2 письма Московского ГТУ ЦБ РФ от 20 февраля 2009 г. N 26-13-4-12/14232). Однако при отсутствии установленного лимита все наличные денежные средства, не сданные в банк, считаются сверхлимитной суммой.

Кто проводит проверки

В ПоложенииПоложении N 373-П не указано, кто будет осуществлять проверку соблюдения фирмами и ИП порядка работы с наличностью и ведения кассовых операций.

Однако приказомприказом Минфина России от 17 октября 2011 г. N 133н утвержден Административный регламентАдминистративный регламент исполнения ФНС России функции по контролю и надзору за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у предпринимателей. В соответствии с ним за полнотой учета выручки денежных средств следит ФНС России.

Отметим также, что приказомприказом Минфина России от 17 октября 2011 г. N 132н на ФНС России возложена функция по контролю и надзору за соблюдением требований к ККТ, порядком и условиями ее регистрации и применения.

Таким образом, контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями кассовой дисциплины в соответствии с Положением N 373-П осуществляют налоговые органы.

Обратите внимание: положения статьи 15.2 Кодекса об административных правонарушениях, из которых следовало, что сотрудники банков не освобождены от обязанности проведения контроля за соблюдением кассовой дисциплины своих клиентов-организаций, утратили силу с 3 апреля 2012 года.

В опубликованном письме ФНС России подчеркнула, что проверки полноты учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей не относятся к выездным налоговым проверкам. В этой связи требования пункта 4 статьи 89пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса на вышеуказанные проверки не распространяются. Напомним, что этой нормой установлено, что предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. В рамках такой проверки может быть проверен период, не превышающий, как правило, трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Периодичность проведения проверок полноты учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей действующими нормативными правовыми актами не ограничена.

А.И. Самойлова,
аудитор

«Актуальная бухгалтерия», N 10, октябрь 2012 г.