«Гарант-Кострома»
Информационно-правовое обеспечение Белгородской области

Учимся использовать льготы, или Как компании экономить на налогах

«Учимся использовать льготы, или Как компании экономить на налогах» (интервью с М. Хвалибовым, налоговым менеджером международной компании «Алкоа Россия»)
О льготах по налогу на прибыль или НДС большинство компаний знают и активно применяют их, а вот о возможности уменьшить налог на имущество забывают. Кого-то пугают сложности оформления льготы, кого-то — предвзятое отношение налоговой, кого-то — большие трудозатраты по сравнению с суммой льгот. На самом же деле получить льготу не так проблематично, как кажется на первый взгляд.

Прежде всего нужно узнать, какой порядок получения льгот предусмотрен в регионе: заявительный или уведомительный. Также необходимо понять, как действуют льготы: ретроспективно или перспективно. А дальше, в зависимости от требований региональных законов, составлять, собирать и предоставлять необходимые документы. Своим личным опытом в этом вопросе с нами поделился Максим Хвалибов, налоговый менеджер международной компании «Алкоа Россия».

Максим, расскажите, пожалуйста, какие налоговые льготы использует ваша компания?
Наша компания использует некоторые из предусмотренных Налоговым кодексом льгот, в том числе и по налогу на имущество организаций и земельному налогу.

Если говорить об имущественных и земельных льготах, то, безусловно, для нас наиболее существенными в стоимостном выражении являются льготы по налогу на имущество организаций. Компания «Алкоа Россия» активно инвестировала огромные денежные средства в обновление производственных фондов в разных регионах России. Это, естественно, приводит к увеличению балансовой стоимости имущества, а значит, и платежи по налогу на имущество значительно возрастают.

В каких регионах ваша компания применяет льготы?
Льготы по налогу на имущество и земельному налогу мы применяем только в Самарской и Ростовской областях — там, где у нашей компании имеются значительные основные фонды и земля. И хотя «Алкоа Россия» имеет присутствие в нескольких регионах России, например в Москве, где у нас находится административный офис, тем не менее в других регионах налоговые льготы по земельному налогу и налогу на имущество мы не применяем.

Почему вы решили воспользоваться налоговыми льготами? Что стало отправной точкой, ведь это довольно трудоемкий процесс?
Как я уже говорил, после больших инвестиционных вложений увеличилась стоимость основных фондов, а значит, возросла амортизация. Кроме того, налог на имущество организация обязана платить вне зависимости от того, получает она прибыль или нет. А после кризиса 2008 года, когда произошло так называемое сжатие рынка, суммы уплачиваемых налогов для многих организаций стали весьма ощутимы. «Алкоа Россия» не стала исключением, поэтому руководством компании были поставлены задачи по законной оптимизации налогов. Основным инструментом указанной оптимизации является осторожное применение льгот, предусмотренных Налоговым кодексом.

Процедуры получения льгот по налогу на имущество различаются в зависимости от региона. Давайте сначала поговорим о Самарской области. На какие льготы организациям можно претендовать, от чего это зависит и каков порядок получения льгот?
Прежде всего, мы проанализировали законы Самарской области, касающиеся возможности применения льгот. По данному вопросу их два: Закон об инвестициях Самарской области*(1) и Закон о налоге на имущество*(2), предусматривающий применение налоговых льгот. В соответствии с этими нормативными документами чтобы воспользоваться льготой, нужно быть участником инвестиционного проекта. В зависимости от того, на какую сумму были произведены инвестиции (законом предусмотрено три интервала: до 300 млн. руб., от 300 до 500 млн. руб. и свыше 500 млн. руб.), организация может претендовать и на полное освобождение от уплаты налога на срок от трех до пяти лет.

Получение любых льгот должно быть согласовано с администрацией региона. Порядок получения льгот в Самарской области уведомительный, что весьма удобно, в отличие от заявительного порядка, как, например, в Псковской области.

А в чем разница между уведомительным и заявительным порядком получения льгот?
Существует два порядка получения льгот. Заявительный — когда организация сначала согласовывает с местной администрацией порядок получения льгот, и только потом приобретает имущество и производит инвестиции.

Уведомительный заключается в том, что уже после приобретения имущества или иных вложений инвестиций организация сообщает администрации о своем желании получить льготу.

Также льготы бывают ретроспективными, как, например, в Самарской области, когда организация может заявить льготу в течение пяти лет с момента постановки на бухгалтерский учет основного средства (при этом момент согласования бизнес-плана местной администрацией роли не играет), и перспективными, как в Ростовской области, когда компания сначала должна направить инвестиционное соглашение о применении льгот в администрацию региона и только потом, после его утверждения, в течение пяти лет с момента его подписания может применять льготу по налогу на имущество.

Для нас, конечно, наиболее выгодными являются самарские условия, поскольку в нашей компании все инвестпроекты очень длительные (от года до семи лет). И ретроспективно мы успеваем применить льготу, пока их стоимость еще не успела самортизироваться.

Максим, расскажите, как ваша компания получала льготу: какие документы пришлось собрать, какие составлять, на что обратить внимание? Какие трудности возникли и что помогло с ними справиться?
В Самарской области, к счастью, один из самых либеральных законов по налогу на имущество. Порядок получения льготы таков: нужно составить бизнес-план и предоставить его на утверждение в администрацию региона. После его утверждения компания может подать уточненные налоговые декларации.

В нашей организации существует порядок, согласно которому любая планируемая инвестиция должна быть обоснована. Для этого мы составляем специальный документ с описанием самого проекта, его планируемой эффективности, предполагаемой длительности и других показателей, который мы отправляем на согласование в нашу материнскую компанию.

Процедуры составления такого документа очень схожи с процедурами составления бизнес-плана для получения налоговой льготы. В нем также необходимо указать описание самого проекта, эффективность планируемых инвестиций, на какой срок рассчитан инвестпроект, каких объектов основных средств он коснется.

Также необходимо обосновать, для чего были произведены инвестиции. Например, выход на новые рынки, перепрофилирование предприятия, снижение расходов производства, затрат на персонал и прочее. Эти сведения могут либо отражаться непосредственно в бизнес-плане, либо идти отдельным документом к нему.
Требования к составлению бизнес-плана указаны в приказе Минэкономразвития России*(3), но каждый регион может добавлять свои собственные условия.

Также к бизнес-плану необходимо подобрать следующие документы: договоры, акты приемки (форма КС-2), сметы, счета, справки о стоимости выполненных работ (форма КС-3), платежные поручения и прочее, то есть все те документы, которые подтверждают и объясняют произведенные затраты.

Итак, организация составила бизнес-план, подобрала все подтверждающие произведенные расходы документы. Каков следующий этап?
После подбора всех документов, подробного описания инвестиционного проекта, обоснования его необходимости и расчета его эффективности и сроков его предполагаемой длительности, а также перечня основных средств бизнес-план направляется в администрацию региона. Там он проходит проверку и согласовывается.

Что касается перечня основных средств, то наша компания в этом вопросе придерживается очень консервативного подхода, в рамках которого в бизнес-плане указываются только те объекты основных средств, которые непосредственно имеют отношение к производству. При этом все общехозяйственные и административные расходы из перечня, указываемого в бизнес-плане, исключаются.

Единственный нюанс — это сроки проверки. По законодательству они не должны превышать одного месяца, но по факту получается около двух.

После согласования бизнес-плана мы формируем уточненную налоговую декларацию, в которой заявляется весь перечень объектов основных средств, указанный в бизнес-плане.

Были ли сложности при взаимоотношениях с налоговой инспекцией в части применения льготы по налогу на имущество?
Со стороны налоговиков никаких серьезных препятствий, как правило, не бывает. Проводится стандартная «углубленная» камеральная проверка, запрашиваются только необходимые документы, возврат налога происходит оперативно, в сроки, предусмотренные Налоговым кодексом. Если бизнес-план по инвестициям согласован с администрацией, то никаких трудностей во взаимоотношениях с налоговой возникнуть не должно.

Отличался ли порядок получения льгот в Ростовской области?
В Ростовской области все немного сложнее. Там вместо предоставления бизнес-плана в нашем случае нужно заключить инвестиционное соглашение.

Бизнес-план — это в каком-то смысле односторонние действия: компания написала его и отправила.

Администрация может согласиться или не согласиться с ним. Соглашение же — это двусторонний документ, в котором так же, как и в бизнес-плане, описываются сами объекты, анализ их необходимости и предполагаемой эффективности. При этом местная администрация может его изменить или предложить свои дополнительные условия. После подписания соглашения сама администрация направляет его в налоговую инспекцию, и с этого момента можно подавать уточненную декларацию.

Напомню, что в Ростовской области порядок получения льгот является перспективным, поэтому уточненную декларацию нужно подать только за несколько последних месяцев текущего года, если, например, годовая декларация уже сдана, а дата заключения договор указана за предыдущий год.

Максим, и в заключение, можете поделиться каким-нибудь секретом, касающимся получения льготы, который Вы узнали из своего опыта?
Срок, на который можно получить льготу, зависит от объема инвестиций. Так, при вложении денежных средств на сумму свыше 500 млн. рублей льгота предоставляется на пять лет. Если сумма инвестиций невелика, до 300 млн. рублей, то срок применения льготы — три года. Поэтому если, например, в организации было два инвестиционных проекта по 260 млн. рублей каждый, то будет выгодней объединить их в один бизнес-план и получить льготу сроком на пять лет.

В нашей компании сначала был составлен один пробный бизнес-план на небольшую сумму. После успешного получения льготы мы составили бизнес-планы на все крупные инвестиции. Теперь в наших планах собрать все мелкие проекты в один большой и заявить льготу по нему. Конечно, это предполагает гораздо больше трудозатрат, ведь придется готовить комплекты документов под каждую небольшую инвестицию.

Беседу провела
Е. Валуева,
эксперт по финансовому законодательству

«Актуальная бухгалтерия», N 4, апрель 2014 г.

*(1) Закон Самарской области от 16.03.2006 N 19-ГД
*(2) Закон Самарской области от 25.11.2003 N 98-ГД
*(3) приказ Минэкономразвития России от 02.11.2012 N 713