Проведение конкурса в электронной форме
Проведение конкурса в электронной форме
В самом общем виде алгоритм проведения конкурса можно разделить на следующие этапы: извещение о проведении конкурса; предоставление и разъяснение конкурсной документации; сбор конкурсных заявок; вскрытие конвертов с конкурсными заявками; оценка и сопоставление конкурсных заявок; объявление победителя.
Если конкурс предусматривает предварительный квалификационный отбор, то сбору конкурсных заявок предшествует проведение такого отбора. В случае объявления переторжки после оценки и сопоставления конкурсных заявок сначала составляется предварительное ранжирование этих заявок, и лишь после проведения переторжки объявляется победитель.
На сегодняшний день ведущие электронные торговые площадки (ЭТП) предоставляют возможность проводить все перечисленные выше процедуры с помощью сети Интернет. Законодательством России, регулирующим порядок проведения торгов и электронный документооборот, предусмотрено, что все эти процедуры, проведенные в электронной форме, по своей юридической значимости ничем не уступают процедурам, проведенным в традиционной, так называемой бумажной форме. При этом нормативно оговаривается, что собственно конкурсом в электронной форме считается конкурс, проведенный в сети Интернет с помощью электронной торговой площадки.
Однако действующим законодательством разрешено проводить электронные конкурсы только коммерческим заказчикам, тогда как в законе «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»*(1) предусмотрен конкурс лишь в традиционной форме. Вместе с тем уже в конце прошлого года опубликована законодательная инициатива Минэкономразвития России, предусматривающая возможность использования электронного конкурса и в рамках госзаказов.
В этой ситуации особенности проведения конкурса в электронной форме важно знать не только коммерческим заказчикам, желающим использовать передовые технологии организации торгов, но и поставщикам, а также государственным и муниципальным заказчикам.
Электронная подпись
Для организатора и участников конкурса в электронной форме процедура начинается с получения электронной подписи. Эта подпись нужна для удостоверения сообщений, направляемых в рамках процедуры конкурса через Интернет, и для придания им юридической силы. Без электронной подписи невозможен юридически значимый электронный документооборот, который и является основой проведения конкурса в электронной форме.
Законом «Об электронной подписи» предусмотрено*(2), что по общему правилу информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью и скрепленному печатью организации. На сегодня квалифицированная электронная подпись (в отличие от простой и неквалифицированной подписи) является самым надежным средством заверения электронного документа.
Этим же законом перечисляются требования к такой квалифицированной электронной подписи: использование при формировании подписи ключа электронной подписи; возможность определить лицо, подписавшее электронный документ, и т.д. Из этих требований следует, что квалифицированную электронную подпись должен выдавать удостоверяющий центр. С перечнем удостоверяющих центров, в которых можно получить электронную подпись, можно ознакомиться на сайте той электронной торговой площадки, с помощью которой проводится электронный конкурс.
Электронная коммуникация
При проведении конкурса в электронной форме извещение о его проведении и конкурсная документация публикуются, по общему правилу, одновременно и доступны всем потенциальным поставщикам бесплатно.
Так, извещение можно изучить на сайте электронной торговой площадки, а документацию — скачать с этого же сайта. И извещение, и документация заверяются электронной подписью заказчика.
После публикации извещения о проведении конкурса коммуникация между организатором конкурса и его участниками осуществляется путем обмена электронными сообщениями, каждое из которых заверяется электронной подписью отправителя. Именно таким образом участники направляют организатору запросы на разъяснение закупочной документации. Организатор публикует такие запросы без указания автора на электронной торговой площадке и там же отвечает на каждый запрос. При этом необходимо помнить о том, что такая коммуникация, так же, как и в рамках торгов в традиционной форме, не должна нарушать требования закона «О защите конкуренции»*(3). В частности, она не должна иметь своей целью координацию действий участников торгов или создание одному из участников преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем сообщения «инсайдерской» информации*(4).
После ознакомления с конкурсной документацией и разъяснениями к ней участники конкурса составляют конкурсную заявку со своим предложением. Конкурсная заявка участника электронного конкурса направляется им заказчику с помощью электронной торговой площадки и подписывается электронной подписью. Факт подачи заявки не лишает участника электронного конкурса возможности отозвать заявку и повторно подать ее — например, после внесения в текст заявки необходимых уточнений.
До окончания срока приема заявок все поданные таким образом заявки хранятся обособленно и недоступны для заказчика. Он получает доступ к заявкам лишь в момент окончания срока их подачи, когда все заявки одновременно вскрываются, т.е. организатор конкурса получает доступ к каждой из них. С этого момента заказчик получает возможность скачать все заявки и оценить каждую из них.
Стадия оценки и сопоставления конкурсных заявок при проведении конкурса в электронной форме не имеет принципиальных отличий по сравнению с конкурсом, проводимым в традиционной («бумажной») форме.
Поскольку в конкурсе при оценке и ранжировании заявок фигурирует множество критериев и не все из них имеют цифровое выражение, то на этой стадии решающее слово остается за конкурсной комиссией. При этом ни при проведении конкурса в традиционной форме, ни при проведении конкурса в электронной форме не стоит забывать, что оценка заявок и присвоение каждой заявке определенного места при ранжировании может осуществляться лишь на основании критериев, сформулированных и опубликованных при объявлении конкурса в составе конкурсной документации.
Протоколы оценки и сопоставления заявок, формируемые конкурсной комиссией, публикуются на электронной торговой площадке и заверяются электронной подписью. Впрочем, таким образом могут быть опубликованы не протоколы, а только выдержки из них, содержащие всю информацию, за исключением сведений о членах конкурсной комиссии.
Если в электронном конкурсе предусматривается стадия переторжки, то протокол, о котором шла речь выше, отражает не окончательное, а лишь предварительное ранжирование заявок. После предварительного ранжирования заказчик может объявить переторжку, в ходе которой каждый из участников конкурса может снизить свои требования по цене и тем самым повысить привлекательность своей заявки для заказчика. При этом важно понимать, что участник, согласный на самую низкую цену, не обязательно должен стать победителем конкурса, поскольку цена является лишь одним из критериев, влияющих на место заявки в итоговом ранжировании.
При проведении конкурса в электронной форме переторжка может быть реализована по одному из двух сценариев: как однократная подача предложений о цене или как соревнование между участниками конкурса по цене в режиме online. В первом случае предложение подается так же, как конкурсная заявка, и так же подписывается электронной подписью. Во втором случае переторжка проходит по сценарию электронного аукциона, т.е. каждый из участников может снизить свою цену неоднократно.
После проведения переторжки результаты каждого участника пересчитываются. Затем конкурсной комиссией формируется итоговый протокол электронного конкурса, который также публикуется на сайте ЭТП и доступен всем без взимания платы. Одновременно с публикацией этого протокола всем участникам конкурса направляются сообщения о его результатах в электронном виде. В соответствии с частью 5 статьи 448 Гражданского кодекса протокол результатов торгов имеет силу договора.
руководитель отдела правовой экспертизы B2B-Center
«Актуальная бухгалтерия», N 4, апрель 2014 г.
*(1) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
*(2) ч. 1, 3 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ
*(3) Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (далее — Закон N 135-ФЗ)
*(4) ч. 1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ
Еще статьи из этого раздела
- Летняя детская оздоровительная кампания – 2021
- НДФЛ – 2021: ключевые изменения для граждан и бизнеса ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/article/1428255/#ixzz6kGlc1hra
- Принципы госконтроля – 2021: фундамент новой системы контрольно-надзорной деятельности
- Возможные варианты перехода на электронные трудовые книжки и полностью электронный кадровый документооборот
- Риски выпуска сертификата электронной подписи по рукописной доверенности