Внедрение ученичества на производственном предприятии
Внедрение ученичества на производственном предприятии
К внедрению института ученичества нас побудили крайний дефицит квалифицированных рабочих в регионе, то есть отсутствие специалистов нужной профессии и квалификации в требуемом количестве. Причин этому много. Это и то, что квалифицированных рабочих в настоящее время почти не готовят, нет существовавшей когда-то схемы подготовки специалистов непосредственно на заводе, острая конкуренция на рынке труда региона за квалифицированный рабочий персонал и т.д.
Я опишу практический опыт внедрения системы обучения производственного персонала на примере предприятия, расположенного в Московской области, где данная процедура внедрена и успешно действует.
В данной статье сознательно не приводятся примеры наших документов, сопровождающих этот процесс. Думаю, что каждый HR-специалист сможет самостоятельно их разработать именно под нужды своего предприятия (у всех своя специфика). Лишь поделюсь опытом и дам рекомендации, которые, надеюсь, кому-нибудь из коллег пригодятся.
Заметки на полях. Егорьевский завод строительных материалов — высокотехнологичное, полностью автоматизированное предприятие, один из крупнейших производителей газобетонных блоков автоклавного твердения в ЦФО. Входит в состав Urban Group.
Организационные вопросы
Прием учеников осуществляется именно по ученическому договору, а не в штат (это позволяет делать ст. 198 Трудового кодекса — ученический договор с лицом, ищущим работу). В нашем случае ученический договор заключается на срок три месяца, что соответствует учебной программе. После обучения ученики проходят аттестацию, по результатам которой принимаются по полученной профессии на определенную должность и становятся нашим штатным персоналом.
Сразу отмечу, что мы не заменяем собой профессионально-технические училища (ПТУ), обучение ведется для выполнения работы исключительно на должностях нашего предприятия и не подразумевает выдачу каких-либо дипломов, сертификатов и иных документов, а также не предназначено для работы вне рамок производственной деятельности организации. Иными словами, обучение внутреннее и проводится для того, чтобы ученик мог впоследствии работать на определенной штатной должности предприятия.
Заметки на полях. Ученичество, ученичества, мн. нет, ср. (книжн.). Пребывание в положении ученика, состояние ученика. Годы ученичества.
|| Обучение квалифицированному труду (неол.). Школа фабрично-заводского ученичества. Бригадное ученичество.
Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935—1940.
Каждому ученику по наставнику
Обучение включает теоретическую и практическую часть и проводится в форме наставничества. Для этого на заводе разработаны программы обучения по каждой профессии. Поэтому совет: первым делом необходимо разработать программу обучения, затем подробно ее расписать (например, используя производственные инструкции). Это дело не простое, как может показаться на первый взгляд, тут без помощи квалифицированных производственников вам не обойтись. Нужно работать в тесной связке с ними, а также инженером по охране труда. Программа обучения включает теоретическую часть по профессии, а также правила техники безопасности и охраны труда.
Каждый пункт учебной программы определяется в часах. Например, теоретическая часть в нашем случае занимает примерно 20 процентов программы. Обучение основам профессиональной деятельности проводят технологи/мастера с производства, охране труда обучает инженер по технике безопасности и охране труда. Делать это в некоей аудитории или обучать непосредственно на производстве — это решать вам, учитывая специфику вашего предприятия. Но ученики должны быть знакомы с производственными инструкциями и прочими материалами согласно программе обучения по их будущей профессии.
Основную часть времени занимает практическое обучение непосредственно на производстве в виде наставничества. Для этого у нас выбраны наставники по каждому участку — это наиболее подготовленные и, что немаловажно, способные обучать, делиться своим опытом штатные рабочие предприятия (которые, возможно, сами когда-то были учениками). Попадают в наставники по результатам регулярной аттестации персонала, проводимой на предприятии (соответственно, у вас эта процедура должна также быть отлажена, а не носить формальный характер).
За каждым наставником одновременно на нашем предприятии может быть закреплен только один ученик. Наставник работает в своем обычном рабочем режиме, выполняет свои должностные обязанности, параллельно обучает ученика.
На период обучения наставнику назначается доплата к окладу. В случае если наставник не обучает ученика должным образом, с него может быть снята эта выплата, а ученика прикрепляют к другому сотруднику.
Наставник в период обучения всецело отвечает за ученика, в том числе следит за трудовой дисциплиной.
Хочу отметить и то, что для наставника, помимо определенного увеличения дохода сотрудника, это еще и элемент нематериальной мотивации: являться наставником — значит пользоваться уважением не только у учеников, у рабочего-наставника растет авторитет и признание в коллективе, в кругу коллег.
Сам ученик в период обучения получает ежемесячную стипендию, также оплачивается его работа в процессе прохождения практического обучения (производственной практики).
Заметки на полях. Из Положения об ученичестве: «Время ученичества соответствует норме рабочего времени, установленной для работников Общества».
Как это все отразить документально?
Важный документ, который должен быть подготовлен при внедрении ученичества на заводе, — положение об ученичестве. Этот документ, собственно, и должен описывать все вышесказанное.
Положение должно содержать конкретную информацию и давать понимание любому причастному к обучению, от ученика до руководителей ключевых служб предприятия: о целях и задачах обучения, кто и что делает, за что отвечает, в какие сроки, описывать весь процесс обучения от заключения ученического договора до финальной аттестации ученика.
Второй важный документ — это сам ученический договор. В рамках статьи нет смысла подробно разбирать этот документ, читатель при желании найдет его шаблоны, например, в справочно-правовой системе «Гарант». От себя добавлю, что в ученическом договоре, помимо прочего (права и обязанности организации и ученика, реквизиты сторон и т.д.), важно отразить:
— конкретные сроки прохождения обучения учеником;
— сумму ежемесячной стипендии, а также размер оплаты работ, выполняемых на практических занятиях;
— даты выплаты стипендии и оплаты практической работы ученика;
— можно перечислить локально-нормативные акты предприятия, распространяющиеся на ученика;
— условия, при которых договор с учеником может быть расторгнут, финансовые обязательства сторон при различных вариантах расторжения;
— обязательным приложением к каждому договору должна идти программа обучения, подписанная как учеником, так и организацией.
Также хочу упомянуть еще один документ, который необходим в период прохождения обучения. Это акт сдачи-приема работ по ученическому договору. Так как ученики не являются штатным персоналом, то их деятельность не отображается в табели учета рабочего времени. Однако где-то надо фиксировать количество отработанных дней, а также кому и сколько платить. Акт готовится ежемесячно по каждому ученику. В нем отображается фактическое количество учебных дней ученика за отчетный период, а также исходя из этого количества дней рассчитываются суммы, причитающиеся ученику в виде стипендии и оплаты практических работ. Этот документ готовится отделом персонала на основе данных, переданных с производства, далее акт передается в бухгалтерию для осуществления выплат ученику.
После окончания периода обучения собирается комиссия из соответствующих инженерно-технических работников предприятия, иных профильных специалистов, проводится всесторонняя оценка знаний и навыков, полученных учеником в период ученичества. К началу работы комиссии сам наставник готовит отзыв на ученика.
После завершения ученичества и успешного прохождения процедуры оценки в течение трех рабочих дней с учеником заключается трудовой договор для работы по специальности. При этом испытательный срок работнику не устанавливается.
Заметки на полях. Основными задачами наставника являются:
— обучение ученика основным навыкам профессии;
— развитие у ученика способности самостоятельно и качественно выполнять обязанности по будущей должности;
— усвоение и строгое соблюдение учеником правил охраны труда и техники безопасности;
— адаптация ученика к производственной (корпоративной) культуре предприятия, усвоение стандартов и правил работы.
Из практики
Немного статистики: практика показывает, что в период обучения отсеивается порядка 20 процентов учеников, а с 80 процентами успешно обучившихся впоследствии заключаются трудовые договоры. У кого-то на предприятии этот показатель может достигать 50 процентов отсева и выше. Важное значение имеет качество отбора в ученики, процедуры предварительной проверки кандидатов. Все это зависит от HR-политики каждого конкретного предприятия.
Стоит отметить и еще один немаловажный, на мой взгляд, аспект проекта «Ученичество». Благодаря грамотной и взвешенной политике руководства завода мы не привлекаем завозимых гастарбайтеров, а обучаем профессии людей без таковой и даем официальную работу местным кадрам, что на уровне отдельно взятого района Московской области приобретает важную социальную составляющую.
Налоговый аспект
Стипендия и выплата за выполненную работу облагаются НДФЛ на общих основаниях*(1).
На сумму стипендии нельзя уменьшить базу по налогу на прибыль, если ученики не состоят в штате компании*(2). В случае принятия учащихся в штат организации по окончании обучения расходы на выплату им стипендии могут уменьшать базу по налогу на прибыль как прочие расходы, связанные с производством и реализацией*(3). А вот плата за выполненную работу будет уменьшать базу по налогу на прибыль в составе прочих расходов.
Оплата обучения, производимая работодателем в рамках ученического договора, который не является трудовым договором или гражданско-правовым договором на выполнение работ, оказание услуг, не облагается страховыми взносами*(4).
заместитель HR-директора промышленных
предприятий компании Urban Group «Актуальная бухгалтерия», N 7, июль 2013 г.
*(1) письмо Минфина России от 07.05.2008 N 03-04-06-01/123
*(2) письмо Минфина России от 08.06.2012 N 03-03-06/1/297
*(3) подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ
*(4) письмо Минздравсоцразвития России от 05.08.2010 N 2519-19
Еще статьи из этого раздела
- Летняя детская оздоровительная кампания – 2021
- НДФЛ – 2021: ключевые изменения для граждан и бизнеса ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/article/1428255/#ixzz6kGlc1hra
- Принципы госконтроля – 2021: фундамент новой системы контрольно-надзорной деятельности
- Возможные варианты перехода на электронные трудовые книжки и полностью электронный кадровый документооборот
- Риски выпуска сертификата электронной подписи по рукописной доверенности