«Гарант-Кострома»
Информационно-правовое обеспечение Белгородской области

Актуальные изменения в части I НК РФ

Актуальные изменения в части I НК РФ
Ежегодно в налоговое законодательство вносится множество поправок. И причина — не только наличие в Налоговом кодексе неоднозначных правовых норм, требующих уточнения, но и стремление законодателя изыскать дополнительные поступления в бюджет, которые так необходимы в сегодняшней нестабильной экономической ситуации в стране, да и в мире в целом. В прошедшем 2014 году комитет Госдумы по бюджету и налогам рассмотрел более 50 поправок Налогового кодекса. А, как известно, частые изменения законодательства не слишком положительно влияют на бизнес-климат в стране. В итоге руководство страны выступило с предложением «заморозить» на ближайшие четыре года существующую налоговую систему. Однако этой инициативе только предстоит воплотиться в жизнь. А пока в 2015 году нас ждут очередные новшества налогового законодательства. О том, как изменятся нормы ч. I НК РФ для российских и иностранных налогоплательщиков, вы узнаете из статьи.

Изменения, вступившие в силу в декабре 2014 года

Прежде чем перейти к новшествам 2015 года, расскажем об изменениях налоговых норм, начавших действовать в декабре прошлого года и внесенных Федеральным законом N 347-ФЗ*(1), который вступил в силу 05.12.2014. Отметим, что названным законом также предусмотрены изменения в ч. I НК РФ, которые действуют с 01.01.2015.

Поправки, касающиеся иностранных организаций — владельцев недвижимости

Пунктом 1 ст. 83 НК РФ предусмотрено, что особенности учета иностранных организаций устанавливаются финансовым ведомством. Утверждены эти особенности Приказом Минфина России от 30.09.2010 N 117н. Согласно п. 14 данного документа иностранная организация (в том числе не осуществляющая деятельность на территории РФ через постоянное представительство) подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения принадлежащей ей российской недвижимости.

С 05.12.2014 налоговые органы получили право определять суммы налогов, подлежащие уплате в бюджетную систему РФ, расчетным путем в отношении названных организаций, если они не представляют в налоговую инспекцию декларации по налогу на имущество организаций. Это право закреплено в обновленном пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ.

Новшества затронули и п. 5 данной статьи, в котором закреплен порядок направления налоговыми органами по почте документов, используемых ими при реализации своих полномочий. Налогоплательщику — иностранной организации, не осуществляющей деятельность на территории РФ через постоянное представительство и имеющей на территории России объект недвижимого имущества на праве собственности, такие документы направляются по адресу места нахождения этого объекта или по адресу, предоставленному самим налогоплательщиком.

Кроме того, внесены поправки в ст. 77 НК РФ, устанавливающую порядок ареста имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения ИФНС о взыскании налога, пеней и штрафа. По общему правилу, закрепленному в п. 5 указанной статьи, аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для погашения недоимки по налоговым платежам. То есть стоимость арестованного имущества не должна превышать сумму задолженности, которую инспекция указала в постановлении о наложении ареста.

В отношении иностранных организаций, имеющих в собственности недвижимость на территории РФ, сделано исключение из этого правила. В упомянутый пункт добавлен абзац, согласно которому при превышении стоимости российской недвижимости над суммой взыскиваемой в отношении нее налоговой задолженности допускается производить арест этой недвижимости, если у иностранной организации на территории РФ нет другого имущества, на которое может быть обращено взыскание.

О документах, оформляемых налоговиками в электронном виде

Согласно п. 4 ст. 31 НК РФ формы и форматы документов, предусмотренных НК РФ и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий, а также документов, необходимых для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, утверждаются ФНС (если эти полномочия не возложены на иной федеральный орган исполнительной власти).

В указанной норме, обновленной Федеральным законом N 347-ФЗ, разъяснено, при каких обстоятельствах электронный документ налоговиков становится равнозначным бумажному документу, подписанному собственноручной подписью должностного лица налогового органа. Для этого документ в электронной форме должен быть подписан автоматически созданной электронной подписью налогового органа.

Если налоговики приостановили операции по счетам, нельзя открыть вклад или депозит

Ранее в абз. 1 п. 12 ст. 76 НК РФ было установлено, что при наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств в банке (а также по счетам лиц, указанных в п. 11 названной статьи*(2)) банки не вправе открывать этой организации и этим лицам счета и предоставлять право использовать новые корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств.
Новой редакцией указанной нормы банкам запрещено открывать плательщикам, движение денежных средств по счетам которых приостановлено налоговым органом, не только новые счета, но и вклады или депозиты.

Новые основания для списания долгов налогоплательщиков

Федеральным законом N 347-ФЗ внесены изменения в порядок признания безнадежной к взысканию задолженности по налоговым платежам на основании пп. 4.1 п. 1 ст. 59 НК РФ.

Согласно прежней редакции этой нормы контролеры могли списать долг налогоплательщика, если судебный пристав-исполнитель вынес постановление об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания долга. Данное основание для списания задолженности могло применяться при условии, что с момента ее образования прошло пять лет, а сумма недоимки (с учетом пеней и штрафов) не превысила размер требований*(3) к должнику для запуска процедуры банкротства.

Новой редакцией рассматриваемой нормы добавлены два основания для признания недоимки налогоплательщиков безнадежной для взыскания. Теперь это возможно при вынесении судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства в случае:
— возврата судом заявления о признании должника банкротом;
— прекращения производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

При этом в упомянутых случаях размер недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам значения не имеет, а вот условие о «возрасте» долгов (свыше пяти лет) должно быть соблюдено.

Кроме того, в обновленном пп. 4.1 п. 1 ст. 59 НК РФ указаны конкретные основания для возврата исполнительного документа взыскателю, предусмотренные ч. 1 ст. 46 Федерального закона N 229-ФЗ*(4):
— если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда упомянутым законом предусмотрен розыск должника или его имущества (п. 3);
— если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию такого имущества оказались безрезультатными (п. 4).

Уточнена процедура рассмотрения материалов проверок

В статье 100.1 НК РФ закреплено: дела о выявленных в ходе камеральной или выездной проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ, а дела о нарушениях, установленных проверяющими в процессе иных мероприятий налогового контроля, — по правилам ст. 101.4 НК РФ.

В Письме от 07.08.2013 N СА-4-9/14460@ налоговое ведомство дало нижестоящим налоговым органам рекомендации по рассмотрению письменных возражений (пояснений, ходатайств) налогоплательщиков по актам налогового контроля. В данном письме (п. 3 и 12) ФНС указала на необходимость оформления процесса рассмотрения материалов проверок в порядке ст. 101 и 101.4 НК РФ соответствующими протоколами. Рекомендуемая форма этих протоколов приведена в приложениях 1 и 3 к названному письму.

С 05.12.2014 обязанность ведения протоколов закреплена на законодательном уровне: в п. 4 ст. 101 НК РФ — при рассмотрении материалов налоговой проверки, в п. 7 ст. 101.4 НК РФ — при рассмотрении результатов проверки соблюдения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах. Причем протокол оформляется в любом случае, даже если от проверяемого лица не поступало возражений или пояснений по фактам, изложенным в акте проверки.

Ужесточены меры ответственности за нарушение срока предоставления сведений налоговому органу

В новой редакции изложен п. 2 ст. 126 НК РФ. Согласно данной норме к ответственности привлекаются лица за:
— непредоставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике;
— отказ представить по запросу налогового органа имеющиеся документы, предусмотренные Налоговым кодексом, со сведениями о налогоплательщике;
— представление документов с заведомо недостоверными сведениями (если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного ст. 135.1 НК РФ).

Для организаций и индивидуальных предпринимателей штрафные санкции, предусмотренные данной нормой, составляют 10 000 руб., для физических лиц — 1 000 руб.

Конструкция п. 2 ст. 126 НК РФ в прежней редакции фактически не позволяла налоговикам привлекать юридических и физических лиц к ответственности за представление запрошенных документов за пределами предписанных сроков. Теперь этот пробел законодательства устранен, причем не в пользу налогоплательщиков.

Добавим: п. 6 ст. 5 Федерального закона N 347-ФЗ уточнено, что положения новой редакции п. 2 ст. 126 НК РФ применяются в отношении документов, срок представления которых в налоговые органы наступил после 05.12.2014.

Изменения, вступающие в силу с 01.01.2015

Новые обязанности налогоплательщиков

С 1 января 2015 года начали действовать поправки, внесенные в ст. 23 НК РФ Федеральным законом N 134-ФЗ*(5). Напомним, что в этой норме закреплены обязанности налогоплательщиков.

Названным законом ст. 23 НК РФ дополнена п. 5.1, касающийся лиц, на которых НК РФ возложена обязанность представлять налоговые декларации (расчеты) в электронной форме. Данные лица должны обеспечить получение документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий и направляются ими в адрес налогоплательщиков в электронной форме по ТКС. Для подтверждения получения таких документов названные лица обязаны передать налоговому органу через оператора электронного документооборота соответствующую квитанцию.

Сделать это нужно в течение шести рабочих дней со дня отправки налоговым органом документов в электронной форме.
В случае неисполнения налогоплательщиком-организацией указанной обязанности в отношении подтверждения приема требования о представлении документов, пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган последний получает право приостановить операции по счетам налогоплательщика в банке и переводы его электронных денежных средств. На это контролерам отводится 10 дней со дня истечения срока, установленного для передачи организацией квитанции о приеме электронных документов. Данное основание для блокировки счетов предусмотрено новой редакцией п. 3 ст. 76 НК РФ.

Добавим, что Федеральным законом N 134-ФЗ данная статья дополнена п. 3.1, в которой, в частности, установлен порядок отмены решения о приостановлении расчетных операций по банковским счетам, если это решение было принято налоговым органом по причине неисполнения организацией обязанности подтверждения получения электронных документов из ИФНС.

Так вот, разблокировка счетов производится налоговиками не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из таких дат:
— день передачи в порядке, предусмотренном п. 5.1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщиком-организацией квитанции о приеме направленных налоговым органом документов;
— день представления документов (пояснений), истребованных налоговым органом, — при направлении требования о представлении документов (пояснений);
— день явки представителя организации в налоговый орган — при направлении уведомления о вызове в налоговую инспекцию.

Также с 1 января 2015 года вступили в силу поправки в ст. 23 НК РФ, введенные Федеральным законом N 52-ФЗ*(6). Касаются они налогоплательщиков — физических лиц, уплачивающих налоги на основании налоговых уведомлений.
Согласно новому п. 2.1 ст. 23 НК РФ данные лица обязаны сообщать налоговикам о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами обложения соответствующими налогами, если они не получают налоговые уведомления и не уплачивают налоги в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.

Такое сообщение (с приложением копий правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств), должно быть представлено в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Добавим, что за неисполнение указанной обязанности п. 3 ст. 129.1 НК РФ установлена ответственность в виде штрафа в размере 20% неуплаченной суммы налога в отношении объекта недвижимого имущества и (или) транспортного средства, по которым не представлено (несвоевременно представлено) сообщение, предусмотренное п. 2.1 ст. 23 НК РФ. Правда, ст. 129.1 НК РФ пополнится п. 3 только с 01.01.2017 (п. 3 ст. 7 Федерального закона N 52-ФЗ).

И еще. Названным законом в новой редакции изложен п. 2 ст. 52 НК РФ, согласно которому налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговиками не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Инспекторы получили больше полномочий при проведении камеральных проверок

С 01.01.2015 начали действовать новые положения ст. 88 НК РФ, регламентирующей порядок проведения камеральных проверок деклараций налогоплательщиков, а именно п. 8.1, который введен Федеральным законом N 134-ФЗ. В силу этой нормы контролеры получили право истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям, сведения о которых содержатся в декларации по НДС. Названную документацию проверяющие смогут запросить при выявлении:
— противоречий между сведениями об операциях, которые указаны налогоплательщиком в декларации;
— несоответствия данных об операциях, содержащихся в декларации, представленной налогоплательщиком, сведениям об этих операциях, отраженным в декларации, поданной в налоговый орган другим налогоплательщиком или иным лицом, обязанным представлять декларации по НДС;
— несоответствия сведений об операциях, содержащихся в декларации налогоплательщика, данным о тех же операциях, отраженным в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, на которое согласно гл. 21 НК РФ возложена такая обязанность.

Правда, затребовать упомянутые документы налоговики могут при условии, что выявленные противоречия и несоответствия, на их взгляд, свидетельствуют о занижении налогоплательщиком суммы НДС к уплате или о завышении суммы налога к возмещению. Иными словами, проверяющие должны быть готовы обосновать свое требование о представлении документов.

Добавим: в прежней редакции п. 8.1 ст. 88 НК РФ содержались положения об истребовании соответствующих документов при проведении камеральной проверки декларации (расчета) по налогу на прибыль организаций или НДФЛ участника договора инвестиционного товарищества. В связи с поправками, внесенными в ст. 88 Федеральным законом N 134-ФЗ, эти положения с 01.01.2015 содержатся в п. 8.2 указанной нормы.

Кроме того, с упомянутой даты вступила в силу новая редакция п. 1 ст. 92 НК РФ, в которой закреплено право налоговых органов осматривать территории, помещения лица, в отношении которого проводится налоговая проверка, а также документы и предметы. Теперь налоговики могут делать соответствующие осмотры в рамках не только выездной, но и камеральной проверки. Но! В строго определенных случаях:
— если проводится проверка декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога (п. 8 ст. 88 НК РФ);
— если в ходе камеральной проверки выявлены определенные противоречия или несоответствия, свидетельствующие о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы налога к возмещению (п. 8.1 ст. 88).

Осмотр территорий, помещений лица, в отношении которого проводится камеральная налоговая проверка, документов и предметов, должен производиться на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего эту налоговую проверку. Это постановление подлежит утверждению руководителем (заместителем руководителя) налоговой инспекции.

В связи с данными нововведениями внесены поправки и в п. 1 ст. 91 НК РФ, которой установлены основания для доступа должностных лиц налогового органа на территорию или в помещение проверяемого налогоплательщика. В целях проведения осмотра названные лица обязаны предъявить служебные удостоверения и упомянутое мотивированное постановление.

Новые правила взыскания недоимки с бюджетных организаций

Федеральным законом N 347-ФЗ изменен порядок взыскания задолженности по налогам и сборам (пеням, штрафам) с организаций, которым открыты лицевые счета в Федеральном казначействе, финансовых органах субъекта РФ или муниципального образования для учета операций по исполнению бюджета. К таким организациям относятся бюджетные, казенные и автономные учреждения.

Для данной категории налогоплательщиков установлены специальные правила взыскания налоговых долгов. В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 45 НК РФ (в редакции, действующей до 01.01.2015) налоговые органы могли взыскивать недоимку этих организаций по налогам и сборам (пеням, штрафам) исключительно в судебном порядке независимо от ее размера.

С 2015 года в судебном порядке будет взыскиваться задолженность, числящаяся за бюджетными организациями, за счет денежных средств, отраженных на их лицевых счетах, при условии, что данная задолженность превышает 5 млн. руб. То есть, если недоимка будет меньше указанной суммы или равна ей, взыскание производится во внесудебном порядке.
Порядок внесудебного взыскания задолженности с лицевых счетов бюджетных организаций закреплен в новом п. 3.1 ст. 46 НК РФ.

Еще одно основание признания налоговых долгов безнадежными для взыскания

Статьей 4 Федерального закона N 347-ФЗ установлено, что в случае возврата взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным п. 3 и 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона N 229-ФЗ, безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся по состоянию на 01.01.2015 за организациями, которые одновременно:
— отвечают признакам недействующего юридического лица, предусмотренным Федеральным законом N 129-ФЗ*(7);
— не находятся в процедурах, применяемых в деле о банкротстве.

Решения о признании указанных налоговых долгов безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту нахождения организации. Необходимый для этого перечень документов, а также порядок списания задолженности утверждаются ФНС.

И в заключение обзора изменений ч. I НК РФ, вступивших в силу с 01.01.2015, отметим, что Налоговый кодекс благодаря Федеральному закону от 04.11.2014 N 348-ФЗ пополнился новым разд. V.2 «Налоговый контроль в форме налогового мониторинга». О данном виде контроля, который вводится с указанной даты, мы расскажем в ближайших номерах журнала.
Кроме того, с этой даты «заработал» Федеральный закон от 24.11.2014 N 376-ФЗ, внесший изменения в ч. I и II НК РФ в области налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций. Подробный комментарий к закону вы сможете прочесть в ближайших номерах нашего журнала*(8).

Е.Г. Весницкая,
эксперт журнала
«Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения»

«Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения», N 1, январь 2015 г.


*(1) Федеральный закон от 04.11.2014 N 347-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
*(2) К этим лицам относятся: организации — налоговые агенты, плательщики сборов; индивидуальные предприниматели — налогоплательщики, налоговые агенты, плательщики сборов; организации и предприниматели, не являющиеся налогоплательщиками (налоговыми агентами), которые при этом обязаны представлять налоговые декларации в соответствии с ч. II НК РФ (с 01.01.2015); нотариусы, занимающиеся частной практикой (адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты), — налогоплательщики, налоговые агенты.
*(3) Для юридических лиц это 100 тыс. руб. (ст. 6 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
*(4) Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
*(5) Федеральный закон от 28.06.2013 N 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям».
*(6) Федеральный закон от 02.04.2014 N 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
*(7) Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
*(8) Дополнительно см. статью Т.Н. Нефедовой «Деофшоризация российской экономики: обзор нормативных документов», стр. 65.