Вопрос:
Обязан ли работник оказывать помощь другим сотрудникам как в своем подразделении (отделе), так и в других подразделениях (отделах)?
Может ли работодатель выплачивать работнику премию за помощь, оказанную этим работником другому работнику?
Если работник оказывает помощь другому работнику и при этом отсутствует поручение работодателя, имеет ли место совмещение?
Под трудовой функцией понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы (часть вторая ст. 57 ТК РФ). Иными словами, выполнять действия, выходящие за рамки своих трудовых обязанностей, работник не должен, и, следовательно, оказывать коллегам помощь в выполнении их должностных обязанностей или любую иную помощь он также не обязан. Однако трудовое законодательство не запрещает оказывать такую помощь, если это не мешает выполнению непосредственных должностных обязанностей.
Следовательно, в том случае, если работодатель решит поощрять работников за взаимную помощь друг другу, то целесообразно в локальных нормативных актах, в трудовых договорах или должностных инструкциях указать, например, что работники имеют право оказывать взаимную помощь коллегам.
Согласно части первой ст. 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности, в том числе в виде выдачи им премии. Премии являются стимулирующими выплатами, которые наряду с другими выплатами являются составной частью заработной платы (часть первая ст. 129 ТК РФ).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ст. 135 ТК РФ).
В соответствии со ст. 135 ТК РФ система оплаты труда, включая систему премирования, устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
По смыслу ст. 8 ТК РФ локальные нормативные акты, в том числе акты, устанавливающие системы премирования, принимаются работодателем самостоятельно с учетом мнения представительного органа работников (при наличии такого органа). С такими актами работодатель обязан знакомить работников под роспись, когда они непосредственно связаны с их трудовой деятельностью (часть вторая ст. 22 ТК РФ).
Действующее трудовое законодательство не регламентирует порядок выплаты премий в коммерческих организациях. Иными словами, такие организации решают сами, за что и в каком размере они будут премировать работников.
Обязательных требований к содержанию локального нормативного акта, устанавливающего систему премирования, и предельных размеров премий, подлежащих выплате каким-либо категориям работников, также не установлено.
Как правило, в локальном нормативном акте, устанавливающем систему премирования, для каждого вида премий, установленного для работников (разовые, ежемесячные и другие), закрепляют:
— показатели и условия премирования;
— круг работников (перечень подразделений, профессий и должностей), подлежащих премированию;
— размеры премий и порядок их расчета;
— сроки и периодичность выплаты премий.
Также целесообразно охарактеризовать, какой направленности помощь будет поощряться премированием. Во избежание в дальнейшем разночтений и споров следует избегать абстрактных формулировок и указать конкретно, за какого рода помощь будет выплачиваться премия.
На основании всего изложенного можно сказать, что работодатель имеет право предусмотреть премирование работников, оказывающих помощь коллегам.
Обратите внимание, что в случае установления такого премирования следует соблюдать требования статей 3, 22 и 132 ТК РФ о недопущении дискриминации в сфере оплаты труда, о равной оплате за равный труд и о соответствии заработной платы количеству и качеству затраченного труда. Если премия будет зависеть от того, напишет ли работник, которому оказана помощь, письмо директору, или нет, то это может привести к дискриминации. Если два работника оказали равноценную помощь, а премия была выплачена только одному работнику, потому что о помощи второго сотрудника не было написано письмо, то здесь можно говорить о дискриминации второго сотрудника. Таким образом, на наш взгляд, целесообразно предусмотреть, например, ежемесячные отчеты о проявленной инициативе, направленной на оказание помощи коллегам и на достижение производственных результатов сверх предусмотренных должностными обязанностями.
Помощь, оказанная коллеге по инициативе работника, совмещением не является. В соответствии со ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату. Иными словами, при совмещении работодатель поручает работнику выполнить определенную работу, выходящую за рамки трудовых обязанностей, а работник соглашается такую работу выполнить. Однако в рассматриваемой ситуации работники самостоятельно договариваются друг с другом об оказании помощи, следовательно, здесь нельзя говорить о совмещении.
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Трошина Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кикинская Анна
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Еще статьи из этого раздела
- Организация, находящаяся на общей системе налогообложения, арендовала земельный участок на пять месяцев (как территорию складирования ТМЦ). На участке ею было смонтировано металлическое ограждение для заезда и разгрузки машин стоимостью 100 000 рублей. После окончания договора аренды ограждение передано арендодателю без возмещения им расходов арендатора. В документах, оформляемых при передаче земельного участка по окончании договора аренды, факт наличия ограждения и решение о передаче его в собственность арендодателя не обозначены. Как нужно было принять на учет такое имущество и списать затраты на его приобретение и установку?
- Должна ли организация, оказывающая услуги по дератизации, дезинсекции, иметь лицензию? Нужно ли лечебному учреждению при заключении договора на дератизацию, дезинсекцию запрашивать лицензию на осуществление этой деятельности у исполнителя?
- Не будет ли у нас проблем с подтверждением права на ставку 0% при экспорте в одну страну (Узбекистан, покупатель), а получением оплаты из другой страны (США, плательщик), при этом данный факт будет прописан в договоре?
- Работодатель является бюджетным учреждением. Необходимо ли ставить печать организации на таких кадровых документах, как, например, приказ о приеме на работу, приказ о переводе на другую работу, приказ об увольнении и т.д.?
- Организация занимается техническим обслуживанием автомобилей и применяет систему налогообложения УСН с объектом налогообложения \"доходы минус расходы\". Также есть договор комиссии, по которому организация отгружает материалы и осуществляет услуги по их установке. Сертификаты бессрочные, неименные, предполагают использование до полного погашения номинала (\"сгорание\" неиспользованных сумм не предусмотрено). Как в кассовых чеках следует отражать продажу собственных подарочных сертификатов на услуги, а также их отражение в бухгалтерском учете?