Гарант-Сервис
Звоните нам:
8 800-200-28-07
(4942) 62-15-52
директор по сервису Карагин Андрей 8 961-160-78-50
Каким образом можно оформить изменение условия о работе по совместительству на основное место работы по соглашению между работником и работодателем
Вопрос:

Каким образом можно оформить изменение условия о работе по совместительству на основное место работы по соглашению между работником и работодателем в период нахождения работника в отпуске по уходу за ребенком

Ответ:
В трудовом законодательстве нет четкого указания на то, как поступать в ситуации, когда работа по совместительству становится для работника основной. В письме Роструда от 22.10.2007 N 4299-6-1 для этого случая предложено два возможных варианта оформления трудовых отношений.

Вариант 1. Внесение изменений в трудовой договор путем заключения дополнительного соглашения, предусматривающего утрату сотрудником статуса совместителя, приобретение им статуса основного работника и соответствующую корректировку иных условий трудового договора (к примеру о режиме работы, оплате труда). Такое право предоставлено работнику и работодателю ст. 72 ТК РФ, согласно которой по соглашению сторон трудового договора могут быть изменены любые ранее определенные ими условия, в любое время (в том числе и в период нахождения работника в отпуске по уходу за ребенком).

Однако следует учесть, что перевода на другую работу в данном случае нет, поскольку в результате трансформации ни трудовая функция работника, ни структурное подразделение, ни местность, в которых он работает, не изменяются (часть первая ст. 72.1 ТК РФ). После подписания дополнительного соглашения издается приказ об изменении правового статуса работника, в котором должно быть указано, что такой-то работник, который с такого-то числа занимал такую-то должность на условиях совместительства, признается занимающим эту должность в качестве основного работника с такого-то числа. Приказ является основанием для внесения в трудовую книжку сотрудника записи о работе в качестве основного работника.

Порядок внесения такой записи разъяснен в названном выше письме Роструда. Если в трудовой книжке работника имеется запись о работе по совместительству, внесенная в свое время по основному месту работы, то после записи об увольнении с основного места работы и записи о наименовании организации в трудовую книжку следует внести запись о том, что с такого-то числа работа в должности такой-то стала для работника основной. В графе 4 делается ссылка на соответствующий приказ. Если же в трудовой книжке работника не было записи о работе по совместительству, то после записи об увольнении с прежнего основного места работы в виде заголовка указывается полное наименование нового работодателя, а также его сокращенное наименование (при наличии). Затем вносится запись о принятии сотрудника на работу со дня начала работы у конкретного работодателя со ссылкой на соответствующий приказ (распоряжение) и с указанием периода работы в качестве совместителя. Аналогичные записи вносятся в личную карточку работника (смотрите унифицированную форму N Т-2, утвержденную постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1).

Вариант 2. Прекращение трудового договора с совместителем с последующим заключением с ним нового трудового договора о работе в той же должности, но уже без указания на то, что работа является совместительством. В этом случае совместитель с его согласия сначала увольняется с работы по совместительству (к примеру по соглашению сторон или по собственному желанию — увольнение по данным основаниям, в отличие от увольнения по инициативе работодателя по ст. 81 ТК РФ, не запрещено производить в период нахождения сотрудника в отпуске). При этом с ним на основании ст. 140 ТК РФ производится расчет, в том числе выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск. Затем он вновь принимается на работу на ту же должность, но уже на основании нового трудового договора, в котором указывается, что данная работа является для сотрудника основной. Тогда в обычном порядке и по общим правилам оформляются все иные кадровые документы, отражающие факт приема на работу (приказ о приеме на работу, трудовая книжка, личная карточка и т.д.).

Таким образом, Вы вправе выбрать любой вариант, а затем оформить все кадровые документы.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.