Вопрос:
В связи со сменой адреса обособленного подразделения (филиала) организации изменились его ОКАТО и КПП.
Сколько Справок формы N 2-НДФЛ по каждому сотруднику (работавшему по обоим адресам филиала) и Реестров по филиалу необходимо будет представить в ИФНС? На основании какого нормативного акта ИФНС открывает карточки «РСБ» по каждому из ОКАТО?
При смене местонахождения филиала организации отчетность по НДФЛ представляется по каждому КПП, то есть на одного сотрудника обособленного подразделения заполняются две Справки N 2-НДФЛ. Кроме того, при представлении сведений о доходах физических лиц организация формирует два Реестра (в которых будут указаны соответствующие КПП и ОКАТО).
Обязанность налогового органа открыть карточки «РСБ» в части НДФЛ по каждому коду ОКАТО предусмотрена п. 2 раздела II. "Открытие карточек «РСБ» Единых требований к порядку формирования информационного ресурса «Расчеты с бюджетом» местного уровня, утвержденных приказом ФНС России от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@.
Обоснование вывода:
Согласно п. 7 ст. 226 НК РФ совокупная сумма НДФЛ, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе.
При постановке организации на учет по месту нахождения ее обособленного подразделения ей присваивается соответствующий код причины постановки на учет (КПП) (смотрите письмо Минфина России от 26.03.2009 N 03-02-07/1-152).
Налоговые агенты, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы НДФЛ в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (смотрите письмо ФНС России от 17.01.2006 N 04-1-03/21).
Соответственно, суммы НДФЛ, исчисленного и удержанного с доходов работников обособленного подразделения, должны быть перечислены в бюджет по месту учета организации по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения (смотрите письма Минфина России от 06.02.2013 N 03-04-06/8-35, от 04.12.2012 N 03-04-06/8-341, от 06.08.2012 N 03-04-06/3-216, от 04.12.2012 N 03-04-06/8-341, от 16.12.2011 N 03-04-06/3-347).
При этом сумма НДФЛ, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений (абзац 3 п. 7 ст. 226 НК РФ, письма Минфина России от 22.03.2013 N 03-04-06/8999, от 29.03.2010 N 03-04-06/54, от 28.08.2009 N 03-04-06-01/224, от 05.06.2009 N 03-04-06-01/127).
Кроме того, в случае, когда сотрудник в течение месяца работает в нескольких обособленных подразделениях организации, НДФЛ с его доходов должен перечисляться в соответствующие бюджеты по месту нахождения каждого такого подразделения с учетом времени, отработанного данным работником в каждом подразделении (смотрите письма Минфина России от 19.09.2013 N 03-04-06/38889, от 29.03.2010 N 03-04-06/55, от 05.06.2009 N 03-04-06-01/128).
Согласно Рекомендациям по заполнению сведений о доходе физических лиц по форме N 2-НДФЛ (далее — Справка N 2-НДФЛ) (Приложение к форме N 2-НДФЛ, утвержденной приказом ФНС России от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@) (далее — Рекомендации) в случае, если сведения о доходах заполняются организацией на работников ее обособленного подразделения, после ИНН через разделитель («/») указывается код причины постановки на учет (КПП) по месту нахождения обособленного подразделения организации. Таким образом, учет доходов физических лиц в налоговом органе ведется в разрезе соответствующих обособленных подразделений с указанием их КПП.
Согласно Порядку и условиям присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, утвержденным приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178, КПП состоит из девяти цифр. Первые четыре цифры — это код налоговой инспекции (как в ИНН). Пятая и шестая цифры обозначают причину постановки на учет. Последние цифры КПП указывают, сколько раз организация вставала на учет по данной причине.
Таким образом, предполагается, что при открытии каждого следующего обособленного подразделения в одном и том же муниципальном образовании или, например, как в рассматриваемой ситуации, когда организация сменила адрес местонахождения обособленного подразделения, организации будет присваиваться соответствующий КПП, отличный от предыдущего.
Кроме того, контролирующие органы неизменно отмечают, что в платежном поручении по каждому обособленному подразделению необходимо указывать (смотрите письма Минфина России от 03.07.2009 N 03-04-06-01/153, ФНС от 03.08.2011 N АС-4-3/12547, УФНС России по г. Москве от 27.10.2009 N 20-15/3/112168, от 13.07.2009 N 20-15/3/071703@, от 24.01.2008 N 28-11/006047):
— реквизиты управления Федерального казначейства и налоговой инспекции того региона, в котором находится и состоит на налоговом учете обособленное подразделение;
— КПП, присвоенный подразделению;
— код ОКАТО того муниципального образования, в бюджет которого перечисляется НДФЛ.
Такое оформление платежей позволяет налоговым органам сопоставлять суммы НДФЛ, подлежащие перечислению и фактически уплаченные по каждому обособленному подразделению и муниципальному образованию (в том числе выявлять суммы переплаты или недоимки).
Согласно пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ организации обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях.
Как следует из рекомендаций ФНС России, представленных в Информационном сообщении от 03.09.2010, при представлении сведений об изменении места нахождения обособленного подразделения с использованием действующей формы сообщения организация одновременно представляет заявление в произвольной форме о факте изменения места нахождения данного обособленного подразделения. Непредставление указанного заявления приведет к невозможности осуществления налоговым органом процедуры снятия с учета организации в налоговом органе по прежнему месту нахождения обособленного подразделения и постановки ее на учет в налоговом органе по новому месту нахождения обособленного подразделения в связи с изменением места нахождения данного обособленного подразделения.
Создание оборудованных стационарных рабочих мест по определенному адресу, в соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ, означает создание и начало деятельности обособленного подразделения, а ликвидация стационарных рабочих мест по этому адресу, соответственно, будет означать прекращение деятельности обособленного подразделения.
Таким образом, «изменение места нахождения обособленного подразделения», с точки зрения учета налогоплательщиков, будет представлять собой прекращение деятельности (закрытие) одного обособленного подразделения и создание нового (смотрите письмо Минфина России от 14.07.2008 N 03-02-07/1-278, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.09.2008 N А82-14769/2007-20).
В рассматриваемой ситуации тот же факт подтверждается тем, что при смене адреса обособленного подразделения организации был присвоен новый КПП.
Отметим также, что на каждого налогоплательщика в налоговом органе оформляется карточка расчетов с бюджетом и одним из реквизитов этой карточки является КПП.
Кроме того, согласно Рекомендациям, если в течение календарного года физическое лицо, о доходах которого заполняется Справка N 2-НДФЛ, получало доходы в нескольких обособленных подразделениях, расположенных на территории разных административно-территориальных образований, то о его доходах заполняется несколько Справок N 2-НДФЛ (по количеству административно-территориальных образований, на территории которых находятся обособленные подразделения, в которых физическое лицо получало доходы).
С учетом вышесказанного полагаем, что в рассматриваемой ситуации организации при представлении отчетности по НДФЛ необходимо заполнять на одного сотрудника обособленного подразделения, работавшего по обоим адресам, две Справки N 2-НДФЛ (в которых будут указаны соответствующие КПП и ОКАТО).
Приказом ФНС РФ от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@ утверждены Единые требования к порядку формирования информационного ресурса «Расчеты с бюджетом» местного уровня (далее — Единые требования), которые устанавливают порядок организации работ по формированию информационного ресурса «Расчеты с бюджетом» местного уровня.
В соответствии с п. 1 раздела II. "Открытие карточек «РСБ» Единых требований открытие карточек «РСБ» вновь созданных, реорганизованных или переданных из другого налогового органа организаций осуществляется при условии постановки их на учет в налоговом органе соответственно с присвоением ИНН (с использованием ранее присвоенного ИНН) и КПП.
На основании п. 2 раздела II. "Открытие карточек «РСБ» Единых требований карточки «РСБ» открываются по каждому из КБК, относящихся к соответствующему налогу, сбору и соответствующему коду ОКАТО.
Код ОКАТО не является обязательным признаком только при открытии карточек «РСБ» по федеральным налогам и сборам, в полном объеме зачисляемым в доход федерального бюджета.
При этом согласно ст. 50 БК РФ НДФЛ в федеральный бюджет не зачисляется, следовательно, карточки «РСБ» налоговый орган обязан открыть по каждому коду ОКАТО.
Приказом ФНС России от 16.09.2011 N ММВ-7-3/576@ утвержден Порядок представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и сообщений о невозможности удержания налога и сумме НДФЛ (далее — Порядок).
Вариант, когда у налогового агента в течение налогового периода поменялись КПП и ОКАТО, в Порядке не рассматривается.
В то же время, согласно п. 26 Порядка, при представлении сведений о доходах физических лиц (далее — Сведений) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, по каждому обособленному подразделению формируется отдельный файл. В одном сформированном файле должны содержаться Сведения с одинаковой комбинацией реквизитов: ИНН налогового агента, КПП (для организации), ОКАТО, отчетный год, признак представленных Сведений. Аналогичное требование применяется и при представлении Сведений на электронных носителях (п. 9 Порядка).
Как уже было отмечено, изменение места нахождения обособленного подразделения представляет собой прекращение деятельности (закрытие) одного обособленного подразделения и создание нового. Кроме того, реквизиты реестра сведений о доходах физических лиц за 20_ год (далее — Реестр) приведены в Приложении N 1 к Порядку.
В реестре указывается:
— ИНН налогового агента (ИНН/КПП налогового агента — организации);
— ОКАТО налогового агента.
В этой связи полагаем, что в рассматриваемой ситуации при представлении Сведений организации следует формировать два Реестра (в которых будут указаны соответствующие КПП и ОКАТО).
С 01.01.2014 вместо кодов ОКАТО применяются коды ОКТМО (приняты и введены в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14.06.2013 N 159-ст).
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гусихин Дмитрий
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Горностаев Вячеслав
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Еще статьи из этого раздела
- Организация, находящаяся на общей системе налогообложения, арендовала земельный участок на пять месяцев (как территорию складирования ТМЦ). На участке ею было смонтировано металлическое ограждение для заезда и разгрузки машин стоимостью 100 000 рублей. После окончания договора аренды ограждение передано арендодателю без возмещения им расходов арендатора. В документах, оформляемых при передаче земельного участка по окончании договора аренды, факт наличия ограждения и решение о передаче его в собственность арендодателя не обозначены. Как нужно было принять на учет такое имущество и списать затраты на его приобретение и установку?
- Должна ли организация, оказывающая услуги по дератизации, дезинсекции, иметь лицензию? Нужно ли лечебному учреждению при заключении договора на дератизацию, дезинсекцию запрашивать лицензию на осуществление этой деятельности у исполнителя?
- Не будет ли у нас проблем с подтверждением права на ставку 0% при экспорте в одну страну (Узбекистан, покупатель), а получением оплаты из другой страны (США, плательщик), при этом данный факт будет прописан в договоре?
- Работодатель является бюджетным учреждением. Необходимо ли ставить печать организации на таких кадровых документах, как, например, приказ о приеме на работу, приказ о переводе на другую работу, приказ об увольнении и т.д.?
- Организация занимается техническим обслуживанием автомобилей и применяет систему налогообложения УСН с объектом налогообложения \"доходы минус расходы\". Также есть договор комиссии, по которому организация отгружает материалы и осуществляет услуги по их установке. Сертификаты бессрочные, неименные, предполагают использование до полного погашения номинала (\"сгорание\" неиспользованных сумм не предусмотрено). Как в кассовых чеках следует отражать продажу собственных подарочных сертификатов на услуги, а также их отражение в бухгалтерском учете?