Гарант-Сервис
Звоните нам:
8 800-200-28-07
(4942) 62-15-52
директор по сервису Карагин Андрей 8 961-160-78-50
В связи со сменой адреса обособленного подразделения (филиала) организации изменились его ОКАТО и КПП
Вопрос:

В связи со сменой адреса обособленного подразделения (филиала) организации изменились его ОКАТО и КПП.
Сколько Справок формы N 2-НДФЛ по каждому сотруднику (работавшему по обоим адресам филиала) и Реестров по филиалу необходимо будет представить в ИФНС? На основании какого нормативного акта ИФНС открывает карточки «РСБ» по каждому из ОКАТО?

Ответ:
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При смене местонахождения филиала организации отчетность по НДФЛ представляется по каждому КПП, то есть на одного сотрудника обособленного подразделения заполняются две Справки N 2-НДФЛ. Кроме того, при представлении сведений о доходах физических лиц организация формирует два Реестра (в которых будут указаны соответствующие КПП и ОКАТО).

Обязанность налогового органа открыть карточки «РСБ» в части НДФЛ по каждому коду ОКАТО предусмотрена п. 2 раздела II. "Открытие карточек «РСБ» Единых требований к порядку формирования информационного ресурса «Расчеты с бюджетом» местного уровня, утвержденных приказом ФНС России от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@.

Обоснование вывода:
Согласно п. 7 ст. 226 НК РФ совокупная сумма НДФЛ, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе.

При постановке организации на учет по месту нахождения ее обособленного подразделения ей присваивается соответствующий код причины постановки на учет (КПП) (смотрите письмо Минфина России от 26.03.2009 N 03-02-07/1-152).

Налоговые агенты, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы НДФЛ в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (смотрите письмо ФНС России от 17.01.2006 N 04-1-03/21).

Соответственно, суммы НДФЛ, исчисленного и удержанного с доходов работников обособленного подразделения, должны быть перечислены в бюджет по месту учета организации по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения (смотрите письма Минфина России от 06.02.2013 N 03-04-06/8-35, от 04.12.2012 N 03-04-06/8-341, от 06.08.2012 N 03-04-06/3-216, от 04.12.2012 N 03-04-06/8-341, от 16.12.2011 N 03-04-06/3-347).

При этом сумма НДФЛ, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений (абзац 3 п. 7 ст. 226 НК РФ, письма Минфина России от 22.03.2013 N 03-04-06/8999, от 29.03.2010 N 03-04-06/54, от 28.08.2009 N 03-04-06-01/224, от 05.06.2009 N 03-04-06-01/127).

Кроме того, в случае, когда сотрудник в течение месяца работает в нескольких обособленных подразделениях организации, НДФЛ с его доходов должен перечисляться в соответствующие бюджеты по месту нахождения каждого такого подразделения с учетом времени, отработанного данным работником в каждом подразделении (смотрите письма Минфина России от 19.09.2013 N 03-04-06/38889, от 29.03.2010 N 03-04-06/55, от 05.06.2009 N 03-04-06-01/128).

Согласно Рекомендациям по заполнению сведений о доходе физических лиц по форме N 2-НДФЛ (далее — Справка N 2-НДФЛ) (Приложение к форме N 2-НДФЛ, утвержденной приказом ФНС России от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@) (далее — Рекомендации) в случае, если сведения о доходах заполняются организацией на работников ее обособленного подразделения, после ИНН через разделитель («/») указывается код причины постановки на учет (КПП) по месту нахождения обособленного подразделения организации. Таким образом, учет доходов физических лиц в налоговом органе ведется в разрезе соответствующих обособленных подразделений с указанием их КПП.

Согласно Порядку и условиям присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, утвержденным приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178, КПП состоит из девяти цифр. Первые четыре цифры — это код налоговой инспекции (как в ИНН). Пятая и шестая цифры обозначают причину постановки на учет. Последние цифры КПП указывают, сколько раз организация вставала на учет по данной причине.

Таким образом, предполагается, что при открытии каждого следующего обособленного подразделения в одном и том же муниципальном образовании или, например, как в рассматриваемой ситуации, когда организация сменила адрес местонахождения обособленного подразделения, организации будет присваиваться соответствующий КПП, отличный от предыдущего.

Кроме того, контролирующие органы неизменно отмечают, что в платежном поручении по каждому обособленному подразделению необходимо указывать (смотрите письма Минфина России от 03.07.2009 N 03-04-06-01/153, ФНС от 03.08.2011 N АС-4-3/12547, УФНС России по г. Москве от 27.10.2009 N 20-15/3/112168, от 13.07.2009 N 20-15/3/071703@, от 24.01.2008 N 28-11/006047):

— реквизиты управления Федерального казначейства и налоговой инспекции того региона, в котором находится и состоит на налоговом учете обособленное подразделение;
— КПП, присвоенный подразделению;
— код ОКАТО того муниципального образования, в бюджет которого перечисляется НДФЛ.

Такое оформление платежей позволяет налоговым органам сопоставлять суммы НДФЛ, подлежащие перечислению и фактически уплаченные по каждому обособленному подразделению и муниципальному образованию (в том числе выявлять суммы переплаты или недоимки).

Согласно пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ организации обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях.

Как следует из рекомендаций ФНС России, представленных в Информационном сообщении от 03.09.2010, при представлении сведений об изменении места нахождения обособленного подразделения с использованием действующей формы сообщения организация одновременно представляет заявление в произвольной форме о факте изменения места нахождения данного обособленного подразделения. Непредставление указанного заявления приведет к невозможности осуществления налоговым органом процедуры снятия с учета организации в налоговом органе по прежнему месту нахождения обособленного подразделения и постановки ее на учет в налоговом органе по новому месту нахождения обособленного подразделения в связи с изменением места нахождения данного обособленного подразделения.

Создание оборудованных стационарных рабочих мест по определенному адресу, в соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ, означает создание и начало деятельности обособленного подразделения, а ликвидация стационарных рабочих мест по этому адресу, соответственно, будет означать прекращение деятельности обособленного подразделения.

Таким образом, «изменение места нахождения обособленного подразделения», с точки зрения учета налогоплательщиков, будет представлять собой прекращение деятельности (закрытие) одного обособленного подразделения и создание нового (смотрите письмо Минфина России от 14.07.2008 N 03-02-07/1-278, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.09.2008 N А82-14769/2007-20).

В рассматриваемой ситуации тот же факт подтверждается тем, что при смене адреса обособленного подразделения организации был присвоен новый КПП.

Отметим также, что на каждого налогоплательщика в налоговом органе оформляется карточка расчетов с бюджетом и одним из реквизитов этой карточки является КПП.

Кроме того, согласно Рекомендациям, если в течение календарного года физическое лицо, о доходах которого заполняется Справка N 2-НДФЛ, получало доходы в нескольких обособленных подразделениях, расположенных на территории разных административно-территориальных образований, то о его доходах заполняется несколько Справок N 2-НДФЛ (по количеству административно-территориальных образований, на территории которых находятся обособленные подразделения, в которых физическое лицо получало доходы).

С учетом вышесказанного полагаем, что в рассматриваемой ситуации организации при представлении отчетности по НДФЛ необходимо заполнять на одного сотрудника обособленного подразделения, работавшего по обоим адресам, две Справки N 2-НДФЛ (в которых будут указаны соответствующие КПП и ОКАТО).
Приказом ФНС РФ от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@ утверждены Единые требования к порядку формирования информационного ресурса «Расчеты с бюджетом» местного уровня (далее — Единые требования), которые устанавливают порядок организации работ по формированию информационного ресурса «Расчеты с бюджетом» местного уровня.

В соответствии с п. 1 раздела II. "Открытие карточек «РСБ» Единых требований открытие карточек «РСБ» вновь созданных, реорганизованных или переданных из другого налогового органа организаций осуществляется при условии постановки их на учет в налоговом органе соответственно с присвоением ИНН (с использованием ранее присвоенного ИНН) и КПП.

На основании п. 2 раздела II. "Открытие карточек «РСБ» Единых требований карточки «РСБ» открываются по каждому из КБК, относящихся к соответствующему налогу, сбору и соответствующему коду ОКАТО.
Код ОКАТО не является обязательным признаком только при открытии карточек «РСБ» по федеральным налогам и сборам, в полном объеме зачисляемым в доход федерального бюджета.

При этом согласно ст. 50 БК РФ НДФЛ в федеральный бюджет не зачисляется, следовательно, карточки «РСБ» налоговый орган обязан открыть по каждому коду ОКАТО.

Приказом ФНС России от 16.09.2011 N ММВ-7-3/576@ утвержден Порядок представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и сообщений о невозможности удержания налога и сумме НДФЛ (далее — Порядок).

Вариант, когда у налогового агента в течение налогового периода поменялись КПП и ОКАТО, в Порядке не рассматривается.

В то же время, согласно п. 26 Порядка, при представлении сведений о доходах физических лиц (далее — Сведений) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, по каждому обособленному подразделению формируется отдельный файл. В одном сформированном файле должны содержаться Сведения с одинаковой комбинацией реквизитов: ИНН налогового агента, КПП (для организации), ОКАТО, отчетный год, признак представленных Сведений. Аналогичное требование применяется и при представлении Сведений на электронных носителях (п. 9 Порядка).

Как уже было отмечено, изменение места нахождения обособленного подразделения представляет собой прекращение деятельности (закрытие) одного обособленного подразделения и создание нового. Кроме того, реквизиты реестра сведений о доходах физических лиц за 20_ год (далее — Реестр) приведены в Приложении N 1 к Порядку.

В реестре указывается:
— ИНН налогового агента (ИНН/КПП налогового агента — организации);
— ОКАТО налогового агента.
В этой связи полагаем, что в рассматриваемой ситуации при представлении Сведений организации следует формировать два Реестра (в которых будут указаны соответствующие КПП и ОКАТО).

К сведению:
С 01.01.2014 вместо кодов ОКАТО применяются коды ОКТМО (приняты и введены в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14.06.2013 N 159-ст).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гусихин Дмитрий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Горностаев Вячеслав

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.