«Гарант-Кострома»
Информационно-правовое обеспечение Белгородской области

Вопрос:

По какому виду расходов и по какой статье государственные (муниципальные) учреждения должны отражать денежные средства, перечисленные в целях обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (аукционе)?

Ответ:
Отношения, связанные с размещением заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ).

При проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. Обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией (ст. 44 Закона N 44-ФЗ).

Государственные (муниципальные) учреждения могут участвовать в процедуре осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в качестве поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по государственным (муниципальным) контрактам, заключенным с другими организациями госсектора. Соответственно, учреждения могут перечислять в установленном порядке денежные средства в целях обеспечения соответствующей заявки участника закупки.

В то же время вопрос применения бюджетной классификации при осуществлении расходов по перечислению средств в целях обеспечения соответствующих заявок участника закупки по сей день нормами действующего законодательства не определен. Следовательно, указанные расходы подлежат отнесению на соответствующие коды бюджетной классификации в общеустановленном порядке в зависимости от их экономического содержания.

По общему правилу денежные средства, перечисленные государственным (муниципальным) учреждением в целях обеспечения заявки или в целях обеспечения исполнения контракта, подлежат возврату этим учреждениям (ч. 6 ст. 44, ч. 27 ст. 34, ч. 9 ст. 96 Закона N 44-ФЗ). Возврат денежных средств, внесенных государственным (муниципальным) учреждением в качестве обеспечения заявки или в целях обеспечения исполнения контракта, не осуществляется только в случаях предусмотренных ч. 13 ст. 44 Закона N 44-ФЗ.
Данные денежные средства обеспечивают исполнение победителем конкурса либо аукциона обязанности по заключению контракта, а при его уклонении — участником торгов, заявке которого присвоен второй номер и т.д.

Таким образом, при перечислении денежных средств в целях обеспечения заявки на участие в конкурсе (аукционе) нельзя говорить о поставке товаров или выполнении работ. Кроме того, в данном случае речь не идет и об оказании каких-либо услуг — денежные средства учитываются у заказчика в качестве средств, поступающих во временное распоряжение. Напомним, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ).

Учитывая приведенные выше положения действующего законодательства, специалисты уполномоченных органов рекомендовали осуществлять перечисление денежных средств в целях обеспечения заявки на участие в конкурсе (аукционе) за счет статьи 290 «Прочие расходы» КОСГУ*.

В части применения видов расходов ни разъяснений, ни каких-либо рекомендаций уполномоченных органов в настоящий момент нам обнаружить не удалось. При этом положения действующих Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н, не дают возможность отнести расходы по перечислению средств в целях обеспечения соответствующих заявок участника закупки ни к одной из имеющихся статье видов расходов.

Напомним, что казенные учреждения могут осуществлять приносящую доходы деятельность только в том случае, если такое право предусмотрено в их учредительных документах (п. 4 ст. 298 ГК РФ, п. 3 ст. 161 БК РФ). Соответственно, участие казенных учреждений в процедуре закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в качестве поставщиков (подрядчиков, исполнителей) возможно только в том случае, если подобная деятельность предусмотрена учредительными документами.

Принятие органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, решения о возможности оказания услуг, выполнения работ, поставки товаров казенными учреждениями на платной основе обязывает соответствующих главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств предусматривать при утверждении Бюджетных смет источники финансового обеспечения осуществления указанной деятельности, в том числе и средства на перечисление обеспечения соответствующих заявок участника закупки (ст.ст. 69, 70, п.п. 2, 3 ст. 161 БК РФ).

По нашему мнению, применение кода видов расходов при перечислении денежных средств в целях обеспечения заявки на участие в конкурсе (аукционе) не имеет принципиального значения в случае, если перечисленные средства будут возвращены казенному учреждению. В этом случае при перечислении денежных средств возможно применение любого кода вида расходов, «увязывающегося» с кодом КОСГУ 290 «Прочие расходы».

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.



Еще статьи из этого раздела