Вопрос:
По какому виду расходов и по какой статье государственные (муниципальные) учреждения должны отражать денежные средства, перечисленные в целях обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (аукционе)?
Ответ:При проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. Обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией (ст. 44 Закона N 44-ФЗ).
Государственные (муниципальные) учреждения могут участвовать в процедуре осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в качестве поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по государственным (муниципальным) контрактам, заключенным с другими организациями госсектора. Соответственно, учреждения могут перечислять в установленном порядке денежные средства в целях обеспечения соответствующей заявки участника закупки.
В то же время вопрос применения бюджетной классификации при осуществлении расходов по перечислению средств в целях обеспечения соответствующих заявок участника закупки по сей день нормами действующего законодательства не определен. Следовательно, указанные расходы подлежат отнесению на соответствующие коды бюджетной классификации в общеустановленном порядке в зависимости от их экономического содержания.
По общему правилу денежные средства, перечисленные государственным (муниципальным) учреждением в целях обеспечения заявки или в целях обеспечения исполнения контракта, подлежат возврату этим учреждениям (ч. 6 ст. 44, ч. 27 ст. 34, ч. 9 ст. 96 Закона N 44-ФЗ). Возврат денежных средств, внесенных государственным (муниципальным) учреждением в качестве обеспечения заявки или в целях обеспечения исполнения контракта, не осуществляется только в случаях предусмотренных ч. 13 ст. 44 Закона N 44-ФЗ.
Данные денежные средства обеспечивают исполнение победителем конкурса либо аукциона обязанности по заключению контракта, а при его уклонении — участником торгов, заявке которого присвоен второй номер и т.д.
Таким образом, при перечислении денежных средств в целях обеспечения заявки на участие в конкурсе (аукционе) нельзя говорить о поставке товаров или выполнении работ. Кроме того, в данном случае речь не идет и об оказании каких-либо услуг — денежные средства учитываются у заказчика в качестве средств, поступающих во временное распоряжение. Напомним, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ).
Учитывая приведенные выше положения действующего законодательства, специалисты уполномоченных органов рекомендовали осуществлять перечисление денежных средств в целях обеспечения заявки на участие в конкурсе (аукционе) за счет статьи 290 «Прочие расходы» КОСГУ*.
В части применения видов расходов ни разъяснений, ни каких-либо рекомендаций уполномоченных органов в настоящий момент нам обнаружить не удалось. При этом положения действующих Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н, не дают возможность отнести расходы по перечислению средств в целях обеспечения соответствующих заявок участника закупки ни к одной из имеющихся статье видов расходов.
Напомним, что казенные учреждения могут осуществлять приносящую доходы деятельность только в том случае, если такое право предусмотрено в их учредительных документах (п. 4 ст. 298 ГК РФ, п. 3 ст. 161 БК РФ). Соответственно, участие казенных учреждений в процедуре закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в качестве поставщиков (подрядчиков, исполнителей) возможно только в том случае, если подобная деятельность предусмотрена учредительными документами.
Принятие органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, решения о возможности оказания услуг, выполнения работ, поставки товаров казенными учреждениями на платной основе обязывает соответствующих главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств предусматривать при утверждении Бюджетных смет источники финансового обеспечения осуществления указанной деятельности, в том числе и средства на перечисление обеспечения соответствующих заявок участника закупки (ст.ст. 69, 70, п.п. 2, 3 ст. 161 БК РФ).
По нашему мнению, применение кода видов расходов при перечислении денежных средств в целях обеспечения заявки на участие в конкурсе (аукционе) не имеет принципиального значения в случае, если перечисленные средства будут возвращены казенному учреждению. В этом случае при перечислении денежных средств возможно применение любого кода вида расходов, «увязывающегося» с кодом КОСГУ 290 «Прочие расходы».
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Еще статьи из этого раздела
- Организация, находящаяся на общей системе налогообложения, арендовала земельный участок на пять месяцев (как территорию складирования ТМЦ). На участке ею было смонтировано металлическое ограждение для заезда и разгрузки машин стоимостью 100 000 рублей. После окончания договора аренды ограждение передано арендодателю без возмещения им расходов арендатора. В документах, оформляемых при передаче земельного участка по окончании договора аренды, факт наличия ограждения и решение о передаче его в собственность арендодателя не обозначены. Как нужно было принять на учет такое имущество и списать затраты на его приобретение и установку?
- Должна ли организация, оказывающая услуги по дератизации, дезинсекции, иметь лицензию? Нужно ли лечебному учреждению при заключении договора на дератизацию, дезинсекцию запрашивать лицензию на осуществление этой деятельности у исполнителя?
- Не будет ли у нас проблем с подтверждением права на ставку 0% при экспорте в одну страну (Узбекистан, покупатель), а получением оплаты из другой страны (США, плательщик), при этом данный факт будет прописан в договоре?
- Работодатель является бюджетным учреждением. Необходимо ли ставить печать организации на таких кадровых документах, как, например, приказ о приеме на работу, приказ о переводе на другую работу, приказ об увольнении и т.д.?
- Организация занимается техническим обслуживанием автомобилей и применяет систему налогообложения УСН с объектом налогообложения \"доходы минус расходы\". Также есть договор комиссии, по которому организация отгружает материалы и осуществляет услуги по их установке. Сертификаты бессрочные, неименные, предполагают использование до полного погашения номинала (\"сгорание\" неиспользованных сумм не предусмотрено). Как в кассовых чеках следует отражать продажу собственных подарочных сертификатов на услуги, а также их отражение в бухгалтерском учете?