Вопрос:
Организацией в 2006 году и 2008 году были созданы обособленные подразделения (супермаркеты), которые расположены вне места нахождения головного офиса. А точнее, данные супермаркеты расположены на другой улице этого же города. Налоговая инспекция в городе одна. В настоящее время организация планирует осуществить постановку на учет данных супермаркетов как обособленных подразделений.
Грозит ли организации какая-либо налоговая ответственность?
Организация не может быть привлечена к ответственности.
Обоснование позиции:
1. Согласно ст. 83 НК РФ организация подлежит постановке на учет, в частности, в налоговом органе по месту нахождения ее обособленных подразделений. В настоящее время постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ.
Такой порядок постановки на учет действует с момента вступления в силу Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ (то есть со 2 сентября 2010 года).
Редакция НК РФ, действовавшая в 2006 году, предусматривала обязанность организации, в состав которой входит обособленное подразделение, расположенное на территории РФ, встать на учет в налоговом органе по месту нахождения такого подразделения, представив в налоговый орган соответствующее заявление в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.
В 2008 году ст. 83 НК РФ прямо предусматривала, что обязанность организации подать в налоговый орган заявление о постановке ее на учет по месту нахождения обособленного подразделения возникает лишь в том случае, если она не состоит на учете в соответствующем налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ. В иных случаях постановка на учет организации в налоговых органах по месту нахождения ее обособленных подразделений осуществлялась в том же порядке, что и в настоящее время (на основании сообщений, представляемых в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ).
Ответственность за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе предусмотрена п. 1 ст. 116 НК РФ. Ответственность за ведение организацией деятельности без постановки на учет в налоговом органе до вступления в силу Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ была установлена ст. 117 НК РФ. В настоящее время ответственность за это нарушение предусмотрена п. 2 ст. 116 НК РФ.
Как разъяснено в п. 39 постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5, на налогоплательщика, вставшего на налоговый учет в конкретном налоговом органе по одному из предусмотренных ст. 83 НК РФ оснований, не может быть возложена ответственность за неподачу заявления о повторной постановке на налоговый учет в том же самом налоговом органе по иному упомянутому в этой статье основанию. Этого подхода придерживаются и арбитражные суды (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 8 февраля 2002 г. N 10630/00, постановление ФАС Московского округа от 10 ноября 2008 г. N КА-А40/10425-08, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10 мая 2006 г. N Ф08-1833/06-777А, постановление ФАС Северо-Западного округа от 29 апреля 2004 г. N А66-6713-03, а также письмо Минфина РФ от 25.08.2004 N 03-01-10/3-105). Этим же подходом руководствуются суды и при решении вопроса о возможности привлечении организации к налоговой ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ, а ранее — по ст. 117 НК РФ, то есть за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе (см., например, постановление ФАС Московского округа от 18 января 2011 г. N Ф05-15370/2010).
В рассматриваемой ситуации организация и ее обособленные подразделения находятся на территории, подведомственной одному и тому же налоговому органу. Поэтому обязанности подавать заявление о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения в тот же самый налоговый орган, в котором организация уже поставлена на учет, у организации не возникло ни в отношении того обособленного подразделения, которое создано в 2008 году, ни в отношении подразделения, созданного в 2006 году. Деятельность же через такие обособленные подразделения не может рассматриваться как осуществляемая без постановки на учет. Следовательно, организация не может быть привлечена к налоговой ответственности ни за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, ни за ведение деятельности без постановки на учет. Это в равной степени касается и административной ответственности, предусмотренной за те же нарушения ст. 15.3 КоАП РФ.
2. В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 23 НК РФ организации обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, в течение одного месяца со дня их создания.
Непредставление налогоплательщиком в установленный срок таких сведений влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ (см. также письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 22 сентября 2009 г. N 03-02-07/1-443).
Помимо этого, в соответствии с ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ за совершение этого нарушения должностное лицо организации может быть привлечено к административной ответственности в виде штрафа от 300 до 500 руб.
Однако в силу ст. 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности). А согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства о налогах и сборах не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Если для выполнения предусмотренной законом обязанности установлен срок, то правонарушение, выражающееся в нарушении этого срока, не является длящимся (см., например, п. 14 постановления Пленума ВС РФ 24 марта 2005 г. N 5, постановление ВС РФ от 24 февраля 2005 г. N 66-АД04-2, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 31 июля 2007 г. по делу N А29-9060/2005а, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 6 февраля 2003 г. N Ф04/2725-913/А45-2003, постановление Президиума ВАС РФ от 7 октября 2008 г. N 5196/08)*(2). Днем совершения правонарушения, выражающегося в непредставлении налоговому органу сведений о созданном обособленном подразделении, по смыслу пп. 2 п. 2 ст. 23 НК РФ, считается день истечения месячного срока со дня создания обособленного подразделения. Поскольку в рассматриваемой ситуации с этого момента прошло более трех лет, организация не может быть привлечена ни к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 126 НК РФ, ни к административной ответственности за то же нарушение, предусмотренной ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Бахтина Анастасия
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Еще статьи из этого раздела
- Организация, находящаяся на общей системе налогообложения, арендовала земельный участок на пять месяцев (как территорию складирования ТМЦ). На участке ею было смонтировано металлическое ограждение для заезда и разгрузки машин стоимостью 100 000 рублей. После окончания договора аренды ограждение передано арендодателю без возмещения им расходов арендатора. В документах, оформляемых при передаче земельного участка по окончании договора аренды, факт наличия ограждения и решение о передаче его в собственность арендодателя не обозначены. Как нужно было принять на учет такое имущество и списать затраты на его приобретение и установку?
- Должна ли организация, оказывающая услуги по дератизации, дезинсекции, иметь лицензию? Нужно ли лечебному учреждению при заключении договора на дератизацию, дезинсекцию запрашивать лицензию на осуществление этой деятельности у исполнителя?
- Не будет ли у нас проблем с подтверждением права на ставку 0% при экспорте в одну страну (Узбекистан, покупатель), а получением оплаты из другой страны (США, плательщик), при этом данный факт будет прописан в договоре?
- Работодатель является бюджетным учреждением. Необходимо ли ставить печать организации на таких кадровых документах, как, например, приказ о приеме на работу, приказ о переводе на другую работу, приказ об увольнении и т.д.?
- Организация занимается техническим обслуживанием автомобилей и применяет систему налогообложения УСН с объектом налогообложения \"доходы минус расходы\". Также есть договор комиссии, по которому организация отгружает материалы и осуществляет услуги по их установке. Сертификаты бессрочные, неименные, предполагают использование до полного погашения номинала (\"сгорание\" неиспользованных сумм не предусмотрено). Как в кассовых чеках следует отражать продажу собственных подарочных сертификатов на услуги, а также их отражение в бухгалтерском учете?