«Гарант-Кострома»
Информационно-правовое обеспечение Белгородской области

Вопрос:

Сотрудники организации (г. Москва), занимающие должности курьеров, являются пенсионерами.
Какие меры социальной поддержки данные граждане утратят, а какие приобретут в случае, если с ними для выполнения тех же обязанностей вместо трудовых будут заключены гражданско-правовые договоры?

Ответ:
В целях дополнительной социальной поддержки неработающих пенсионеров и реализации Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП «О региональной социальной доплате к пенсии» с 1 января 2010 года для неработающих пенсионеров установлена региональная социальная доплата к пенсии (далее также — социальная доплата) взамен ежемесячной компенсационной выплаты (ЕКВ) к пенсии. Назначение и выплата социальной доплаты производятся в соответствии с Порядком назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии, утвержденным указанным постановлением (далее — Порядок).

В соответствии с п. 6 Порядка неработающим пенсионерам, зарегистрированным в г. Москве по месту жительства, социальная доплата устанавливается, если сумма их материального обеспечения не достигает величины городского социального стандарта. Городской социальный стандарт — это социальный норматив материального обеспечения неработающих пенсионеров и инвалидов, получающих пенсию (пожизненное содержание) в г. Москве и зарегистрированных по месту жительства в г. Москве, устанавливаемый Правительством Москвы. Пунктом 3 постановления Правительства Москвы от 01.11.2011 N 514-ПП «Об установлении размеров отдельных социальных выплат некоторым категориям граждан на 2012 год» определена величина городского социального стандарта с 1 января 2012 года. Для определения размера социальной доплаты неработающим пенсионерам и инвалидам она составляет 12 000 руб. (в 2013 году размер городского социального стандарта не изменился).

Таким образом, неработающим пенсионерам, зарегистрированным в г. Москве по месту жительства, региональная социальная доплата к пенсии устанавливается, если общая сумма их материального обеспечения не достигает 12 000 руб. При подсчете общей суммы материального обеспечения неработающего пенсионера, получающего пенсию в г. Москве и зарегистрированного в г. Москве по месту жительства, учитываются получаемые данным пенсионером денежные выплаты, перечень которых исчерпывающим образом поименован в п. 9 Порядка.

Основания и сроки утраты права на получение социальной доплаты исчерпывающим образом поименованы в п. 33 Порядка. В соответствии с пп. "и" п. 33 Порядка при заключении пенсионером гражданско-правового договора, авторского или лицензионного договора с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило данное обстоятельство, пенсионер утрачивает право на получение социальной доплаты.
Однако для отдельных категорий работающих пенсионеров сохранена ежемесячная компенсационная выплата (ЕКВ), ранее установленная в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 27.11.2007 N 1005-ПП «Об утверждении положения о начислении и выплате ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы» (далее — Постановление N 1005-ПП). К таким категориям относятся:

1) инвалиды и участники Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.;
2) дети, получающие пенсию в связи со смертью кормильца;
3) пенсионеры, занятые на отдельных должностях в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов всех уровней;
4) пенсионеры, работающие в организациях жилищно-коммунального хозяйства города;
5) пенсионеры, работающие в качестве дежурных по подъездам (консьержей, швейцаров) жилых домов;
6) пенсионеры, работающие гардеробщиками в ОАО «Комбинат гардеробного обслуживания», занятые в бюджетных учреждениях здравоохранения, культуры, образования, физической культуры и спорта;
7) инвалиды 1 и 2 группы, а также дети-инвалиды (в возрасте до 18 лет), независимо от места работы и занимаемой должности;
8) инвалиды 3 группы, совмещающие работу с обучением по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы (за исключением учреждений дополнительного образования) — до окончания ими такого обучения, но не дольше, чем до достижения возраста 23 лет;
9) инвалиды 3 группы, работающие на предприятиях, применяющих труд инвалидов, взаимодействующих с Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, а также на расположенных в городе Москве специализированных предприятиях и в организациях Всероссийского общества слепых (ВОС), Всероссийского общества глухих (ВОГ) и Всероссийского общества инвалидов (ВОИ), независимо от занимаемой должности;
10) работающие инвалиды вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо выполнения работ по ликвидации ее последствий, а также аварии в 1957 г. на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;
11) работающие инвалиды из числа ветеранов подразделений особого риска, участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС 1986—1990 гг., граждан, эвакуированных из зоны отчуждения, переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации вследствие катастрофы на ЧАЭС.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации имеет значение характер работы и место работы пенсионера, т.е. та работа, которая относится к социальной работе (работа в поликлинике, библиотеке, школе), а также работа по коммунальному обслуживанию территории (дворник; рабочий по комплексной уборке и содержанию домовладений; уборщик территорий) и некоторая другая, не лишает права на ежемесячную компенсационную выплату к пенсии.

В рассматриваемой ситуации пенсионеры являются жителями г. Москвы, а следовательно меры социальной поддержки регулируются законом г. Москвы от 03.11.2004 N 70 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы» (далее Закон N 70), а также постановлением Правительства Москвы от 11 августа 2009 г. N 755-ПП «О порядке предоставления отдельным льготным категориям граждан, имеющих место жительства в городе Москве, санаторно-курортного лечения, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно» (далее Постановление N 755-ПП).
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона N 70 гражданам, относящимся к категориям, указанным в ч. 2 и ч. 3 ст. 3 указанного Закона и являющимся пенсионерами, предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) право на бесплатный проезд в городе Москве на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси);
2) бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики).

По смыслу указанной нормы ограничение на предоставление этих льгот пенсионерам не установлено. Другими словами, перечисленные льготы предоставляются как работающим, так и неработающим пенсионерам.
В отличие от этого, право на получение бесплатных санаторно-курортных путевок через органы социальной защиты населения, а также возмещение расходов на проезд железнодорожным транспортом дальнего следования к месту лечения и обратно предоставляется только неработающим пенсионерам (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) (ч. 13 ст. 8 Закона N 70).

В Постановлении N 755-ПП постановка на учет для получения бесплатной санаторно-курортной путевки неработающих пенсионеров (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), не относящихся к другим льготным категориям, осуществляется на основании следующих документов:

— паспорта или другого документа, удостоверяющего личность обратившегося и его место жительства в городе Москве;
— личного заявления (приложение 1 к Положению);
— медицинской справки формы N 070/у-04 о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, выданной лечебно-профилактическим учреждением в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г. N 256 «О порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение» (далее — приказ Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г. N 256);
— трудовой книжки (для подтверждения факта увольнения с работы).

Отсюда можно сделать вывод, что лица, заключившие трудовой договор, не вправе пользоваться бесплатными санаторно-курортными путевками. Пенсионеры при заключении гражданско-правового договора данной льготы не лишаются.

Вместе с тем обращаем Ваше внимание, что законодательство не допускает заключение гражданско-правового договора в тех случаях, когда между сторонами фактически возникают трудовые правоотношения. В соответствии с ч. 4 ст. 11 ТК РФ в тех случаях, когда судом установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства (смотрите, например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.07.2006 N А33-19664/2005-Ф02-2961/06-С1 и от 24.04.2008 N А33-8071/2007-Ф02-1640/2008, определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21.03.2008 N 25-В07-27).
Таким образом, установление органами социальной защиты факта того, что правоотношения между пенсионером и организацией носили трудовой, а не гражданско-правовой характер, может послужить отказом для предоставления бесплатной санаторно-курортной путевки пенсионеру.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Дроздова Анжелика

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.



Еще статьи из этого раздела