Вопрос:
Организация заключила со сторонней организацией договор аренды автомобилей для их использования сотрудниками в производственных целях. В ближайшее время планируется разместить название организации-арендатора на арендуемых транспортных средствах. В соответствии с договором аренды арендатор не вправе без письменного согласия арендодателя размещать на транспортных средствах рекламу, а также изменять лакокрасочное покрытие. Каков порядок размещения логотипа на арендованных транспортных средствах в данной ситуации? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2011 г.)
Ответ:Законодательство не содержит прямого запрета на размещение наименования организации на арендуемых ею транспортных средствах.
Согласно п. 1 ст. 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены — в соответствии с назначением имущества.
В рассматриваемом случае договор аренды запрещает арендатору размещать на транспортных средствах рекламу, а также изменять лакокрасочное покрытие автомобилей без письменного согласия арендодателя.
По нашему мнению, размещение на арендуемых транспортных средствах наименования (логотипа) организации-арендатора не является рекламой. Это связано с тем, что согласно ч. 4 ст. 20 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе) размещение на транспортных средствах отличительных знаков, указывающих на их принадлежность каким-либо лицам, не является рекламой.
Закон о рекламе не уточняет, что следует понимать под «отличительными знаками» и «принадлежностью». На наш взгляд, содержание ст. 606 ГК РФ, в соответствии с которой имущество предоставляется арендатору во временное владение и пользование или во временное пользование, позволяет говорить о том, что арендуемое имущество принадлежит как его собственнику, так и арендатору («на праве аренды», «на праве временного владения, пользования» и т.п.). Фирменное же наименование юридического лица является одним из средств его индивидуализации и поэтому может, по нашему мнению, рассматриваться как «отличительный знак» в смысле Закона о рекламе.
Вместе с тем отметим, что этот вопрос является дискуссионным. К сожалению, единообразная правоприменительная практика его решения не сложилась.
В связи с этим, а также с учетом того, что размещение арендатором каких-либо обозначений на арендуемом транспортном средстве с учетом конкретных обстоятельств может быть квалифицировано как существенное нарушение условий договора или назначения имущества либо существенное ухудшение имущества (п. 1, 2 ч. 1 ст. 619 ГК РФ), полагаем, что во избежание возможных споров для размещения фирменного наименования на арендованных транспортных средствах арендатору целесообразно запросить письменное разрешение арендодателя.
Заключать самостоятельный договор в таком случае не требуется. Согласие арендодателя может быть зафиксировано в отдельном разрешении, выданном арендодателем, либо в дополнительном соглашении к договору аренды.
Если же на транспортном средстве размещаются какие-либо иные обозначения, обладающие признаками рекламы (п. 1, 2 ст. 3 Закона о рекламе) (например указание на характер деятельности организации, контактные телефоны, адреса и т.п.), размещение осуществляется на основании договора, заключаемого рекламодателем с собственником транспортного средства или уполномоченным им лицом либо с лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство (ч. 1 ст. 20 Закона о рекламе). На наш взгляд, такой документ в данном случае может быть оформлен и как дополнительное соглашение к договору аренды.
Получать какие-либо дополнительные разрешения на размещение рекламы на транспортных средствах (как это предусмотрено в отношении наружной рекламы — ч. 9 ст. 19 Закона о рекламе) не требуется.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Акимочкин Дмитрий
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Еще статьи из этого раздела
- Организация, находящаяся на общей системе налогообложения, арендовала земельный участок на пять месяцев (как территорию складирования ТМЦ). На участке ею было смонтировано металлическое ограждение для заезда и разгрузки машин стоимостью 100 000 рублей. После окончания договора аренды ограждение передано арендодателю без возмещения им расходов арендатора. В документах, оформляемых при передаче земельного участка по окончании договора аренды, факт наличия ограждения и решение о передаче его в собственность арендодателя не обозначены. Как нужно было принять на учет такое имущество и списать затраты на его приобретение и установку?
- Должна ли организация, оказывающая услуги по дератизации, дезинсекции, иметь лицензию? Нужно ли лечебному учреждению при заключении договора на дератизацию, дезинсекцию запрашивать лицензию на осуществление этой деятельности у исполнителя?
- Не будет ли у нас проблем с подтверждением права на ставку 0% при экспорте в одну страну (Узбекистан, покупатель), а получением оплаты из другой страны (США, плательщик), при этом данный факт будет прописан в договоре?
- Работодатель является бюджетным учреждением. Необходимо ли ставить печать организации на таких кадровых документах, как, например, приказ о приеме на работу, приказ о переводе на другую работу, приказ об увольнении и т.д.?
- Организация занимается техническим обслуживанием автомобилей и применяет систему налогообложения УСН с объектом налогообложения \"доходы минус расходы\". Также есть договор комиссии, по которому организация отгружает материалы и осуществляет услуги по их установке. Сертификаты бессрочные, неименные, предполагают использование до полного погашения номинала (\"сгорание\" неиспользованных сумм не предусмотрено). Как в кассовых чеках следует отражать продажу собственных подарочных сертификатов на услуги, а также их отражение в бухгалтерском учете?