«Гарант-Кострома»
Информационно-правовое обеспечение Белгородской области

Вопрос:

Организация заключила со сторонней организацией договор аренды автомобилей для их использования сотрудниками в производственных целях. В ближайшее время планируется разместить название организации-арендатора на арендуемых транспортных средствах. В соответствии с договором аренды арендатор не вправе без письменного согласия арендодателя размещать на транспортных средствах рекламу, а также изменять лакокрасочное покрытие. Каков порядок размещения логотипа на арендованных транспортных средствах в данной ситуации? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2011 г.)

Ответ:
В соответствии с п. 1 ст. 1474 Гражданского кодекса РФ юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом, в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.

Законодательство не содержит прямого запрета на размещение наименования организации на арендуемых ею транспортных средствах.

Согласно п. 1 ст. 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены — в соответствии с назначением имущества.

В рассматриваемом случае договор аренды запрещает арендатору размещать на транспортных средствах рекламу, а также изменять лакокрасочное покрытие автомобилей без письменного согласия арендодателя.
По нашему мнению, размещение на арендуемых транспортных средствах наименования (логотипа) организации-арендатора не является рекламой. Это связано с тем, что согласно ч. 4 ст. 20 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе) размещение на транспортных средствах отличительных знаков, указывающих на их принадлежность каким-либо лицам, не является рекламой.

Закон о рекламе не уточняет, что следует понимать под «отличительными знаками» и «принадлежностью». На наш взгляд, содержание ст. 606 ГК РФ, в соответствии с которой имущество предоставляется арендатору во временное владение и пользование или во временное пользование, позволяет говорить о том, что арендуемое имущество принадлежит как его собственнику, так и арендатору («на праве аренды», «на праве временного владения, пользования» и т.п.). Фирменное же наименование юридического лица является одним из средств его индивидуализации и поэтому может, по нашему мнению, рассматриваться как «отличительный знак» в смысле Закона о рекламе.

Вместе с тем отметим, что этот вопрос является дискуссионным. К сожалению, единообразная правоприменительная практика его решения не сложилась.

В связи с этим, а также с учетом того, что размещение арендатором каких-либо обозначений на арендуемом транспортном средстве с учетом конкретных обстоятельств может быть квалифицировано как существенное нарушение условий договора или назначения имущества либо существенное ухудшение имущества (п. 1, 2 ч. 1 ст. 619 ГК РФ), полагаем, что во избежание возможных споров для размещения фирменного наименования на арендованных транспортных средствах арендатору целесообразно запросить письменное разрешение арендодателя.

Заключать самостоятельный договор в таком случае не требуется. Согласие арендодателя может быть зафиксировано в отдельном разрешении, выданном арендодателем, либо в дополнительном соглашении к договору аренды.

Если же на транспортном средстве размещаются какие-либо иные обозначения, обладающие признаками рекламы (п. 1, 2 ст. 3 Закона о рекламе) (например указание на характер деятельности организации, контактные телефоны, адреса и т.п.), размещение осуществляется на основании договора, заключаемого рекламодателем с собственником транспортного средства или уполномоченным им лицом либо с лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство (ч. 1 ст. 20 Закона о рекламе). На наш взгляд, такой документ в данном случае может быть оформлен и как дополнительное соглашение к договору аренды.

Получать какие-либо дополнительные разрешения на размещение рекламы на транспортных средствах (как это предусмотрено в отношении наружной рекламы — ч. 9 ст. 19 Закона о рекламе) не требуется.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Акимочкин Дмитрий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.



Еще статьи из этого раздела