Гарант-Сервис
Звоните нам:
8 800-200-28-07
(4942) 62-15-52
директор по сервису Карагин Андрей 8 961-160-78-50

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
ПОПУЛЯРНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
В организации в сентябре 2014 года была проведена специальная оценка условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ
Вопрос:

В организации в сентябре 2014 года была проведена специальная оценка условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ. По её результатам было выявлено наличие рабочих мест, работа на которых подлежит оплате в повышенном объёме согласно ст. 146 и ст. 147 ТК РФ. Аттестация рабочих мест до 1 января 2014 года работодателем не проводилась. Классы вредности рабочим местам не присваивались. Позднее происходили изменения в штатном расписании, перемещения работников на другие должности и, соответственно, смена рабочих мест. Работники переводились с должностей, работа на которых осуществляется во вредных и (или) опасных условиях труда, на другие должности, также осуществлялся и обратный перевод.
С какого момента должны быть установлены гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (с момента проведения специальной оценки условий труда или со вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ, или с момента, когда работник начал свою деятельность на конкретном рабочем месте)?

Ответ:
Со вступлением в силу с 1 января 2014 г. Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон N 426-ФЗ) на работодателя в соответствии со ст. 212 ТК РФ возложена обязанность по проведению специальной оценки условий труда.

Результаты проведения специальной оценки условий труда применяются в том числе для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом РФ гарантий и компенсаций (ст. 7 Закона N 426-ФЗ).

Если до дня вступления в силу Закона N 426-ФЗ в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации. При этом для целей, определенных ст. 7 Закона N 426-ФЗ, используются результаты данной аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ).

Соответственно, поскольку в рассматриваемой ситуации аттестация рабочих мест не проведена, то для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом РФ гарантий и компенсаций следует руководствоваться результатами проведения специальной оценки условий труда.

Результаты проведения специальной оценки условий труда указываются в отчете о ее проведении, который и утверждается работодателем (ч. 4 ст. 9, ч. 2 ст. 15 Закона N 426-ФЗ). Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (ч. 5 ст. 15 Закона N 426-ФЗ).

Таким образом, по нашему мнению, работники, чьи условия труда по результатам проведения специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными, имеют право на соответствующие гарантии и компенсации именно со дня утверждения работодателем отчета о проведении специальной оценки условий труда.

При этом рабочим местом признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя, а условия труда — это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (часть вторая, часть шестая ст. 209 ТК РФ).

В отчете о проведении специальной оценки условий труда обязательно указываются индивидуальный номер рабочего места, наименование рабочего места с указанием в родительном падеже наименования должности, профессии или специальности работника, занятых на данном рабочем месте, в соответствии со штатным расписанием (п. 4 Инструкции по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н).

Следовательно, когда проведена специальная оценка условий труда рабочего места работника в определенной должности, что отражено в отчете о проведении специальной оценки условий труда, а другой работник после проведения специальной оценки условий труда переводится на эту должность и перемещается на соответствующее рабочее место, на котором по результатам проведения специальной оценки установлены вредные или опасные условия труда, то соответствующие гарантии и компенсации предоставляются с момента такого перевода.

Когда же работник (например секретарь) физически перемещается на рабочее место сотрудника, выполняющего работу по другой должности (например, бухгалтера), на котором по результатам проведения специальной оценки установлено наличие вредных и (или) опасных условий труда, то это не является основанием для установления ему гарантий и компенсаций за работу в соответствующих условиях труда.

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что работодателем вновь организуется рабочее место (секретаря), а условия труда на этом месте в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ подлежат оценке.

Соответственно, гарантии и компенсации за работу во вредных условиях труда (секретарю) могут быть установлены в таком случае только после проведения внеплановой специальной оценки на этих местах, которая должна быть проведена в течение шести месяцев со дня ввода его в эксплуатацию (ч. 2 ст. 17 Закона N 426-ФЗ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

 

Портал государственных органов Костромской области
Департамент здравоохранения Костромской области