Звоните нам:
8 800-200-28-07 (4942) 62-15-52 директор по сервису Карагин Андрей 8 961-160-78-50 |
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ПОПУЛЯРНЫЕ ДОКУМЕНТЫ |
Дисконтные карты
Дисконтные картыВ связи с увеличением объема реализации товаров с использованием дисконтных карт у многих торговых организаций возникает множество вопросов, связанных с бухгалтерским и налоговым учетом такого рода операций. По разъяснениям Минфина России*(1), организация вправе предъявить контролирующим органам любой документ, обосновывающий применение обычных скидок при определении рыночной цены товара, работы или услуги. Добавим, что чиновники советуют организации-продавцу отражать методику применения скидок в ценовой политике, а также в учетной политике для целей налогообложения*(2). Не лишним будет разработать и утвердить методы и способы бухгалтерского учета продаж по дисконтным картам. Предоставляя скидки в виде снижения цены единицы товара (работы, услуги), следует учитывать, что налоговые органы вправе проверять правильность их применения при отклонении более чем на 20 процентов от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени*(3). Расходы на изготовлениеДанные расходы признаются как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. В подтверждение сделанных выводов обратимся к разъяснениям Минфина России*(4) по вопросу учета дисконтных карт при их бесплатной раздаче. Финансисты напоминают, что в статье 264 Налогового кодекса приведен открытый перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией продукции. Это дает право учесть при налогообложении иные обоснованные и документально подтвержденные расходы. Применение дисконтных карт связано с реализацией товара покупателям по ценам с учетом скидок. Раз так, то затраты на их изготовление признаются обоснованными, поскольку они произведены для деятельности, направленной на увеличение сбыта продукции и услуг, а значит, и получение дохода. Причем этот вывод не зависит от того, передаются ли карты в собственность покупателю или нет. Поэтому в каждом из этих вариантов в случае бесплатного распространения дисконтных карт затраты на их изготовление организация может включить в прочие расходы. В бухучете карты принимаются к учету по их фактической себестоимости. При передаче карт стоимость их приобретения (изготовления) списывают на издержки обращения и учитывают в расходах по обычным видам деятельности (пример 1). Пример 1 В бухгалтерском учете организации будут сделаны следующие записи: Учитывая позицию Минфина России, высказанную в упомянутом письме от 13.02.2007 N 03-03-06/1/84, организация учла стоимость переданных покупателям дисконтных карт в расходах по налогу на прибыль в полной сумме. Следует отметить, что в том случае, если компания не отражает движение карт на счетах бухгалтерского учета, ей следует отражать операции с картами в электронных базах и отдельных документах, разработанных организацией для целей контроля выданных карт. Что касается НДС, то при бесплатном распространении дисконтных карт возникают определенные налоговые риски. Они связаны с тем, что безвозмездная передача товаров (работ, услуг) включена в объект обложения НДС*(5). Существует точка зрения, согласно которой объекта НДС в данной ситуации не возникает в силу того, что дисконтная карта не является ни товаром, ни имущественным правом. Однако во избежание налоговых споров организации лучше реализовать карту клиенту за плату (пусть даже и минимальную), а за счет вырученных средств заплатить в бюджет НДС. В случае если за карту с покупателя взимается денежная сумма, организация отражает в учете ее реализацию и уплачивает налог на прибыль и НДС в обычном порядке. Реализация товаров по дисконтным картамРеализация товаров (работ, услуг) по дисконтным картам подразумевает снижение их цены в рамках конкретной сделки. Вследствие снижения стоимости уменьшается величина обязательств по налогу на прибыль и НДС*(6). Поскольку скидка при использовании дисконтных карт предоставляется в момент реализации, то первичные документы и счета-фактуры оформляются с учетом скидки. Организация-продавец отражает выручку за минусом скидки. Аналогично на сумму скидки уменьшается выручка в целях исчисления НДС*(7). В бухгалтерском учете величина выручки от реализации товаров (работ, услуг) определяется с учетом всех предоставленных скидок*(8). Следовательно, скидка по дисконтным картам автоматически уменьшает размер выручки (пример 2). Пример 2 В бухгалтерском учете организации сделаны записи: Е. Нагорная, «Актуальная бухгалтерия», N 4, апрель 2011 г. *(1) п. 3 письма Минфина России от 18.07.2005 N 03-02-07/1-190 |