Изучаем проект новой формы декларации
Изучаем проект новой формы декларации
Все предполагаемые изменения в декларации можно разделить на две группы.
Первая группа:
— появление возможности использовать механизм уплаты налога консолидированной группой налогоплательщиков (далее — КГН);
— изменение методов контроля цен, применяемых компанией;
— появление возможности для применения ставки налога 0 процентов теми фирмами, которые осуществляют образовательную либо медицинскую деятельность, а также участниками проекта «Сколково».
Вторая группа — технические изменения. К ним можно отнести корректировку формы налоговой декларации. Эти нововведения связаны с переменой мнения ФНС России по некоторым вопросам (как правило, под влиянием арбитражной практики) и устареванием отдельных переходных положений законодательства, которые возникли в момент принятия части 2 Налогового кодекса.
Сроки вступления в силу
ФНС России фактически согласилась с правом отчитываться за 2011 год по старой форме, так как изменения будут опубликованы уже после окончания налогового периода (2011 г.). Иными словами, подготовленные проекты годовых деклараций бухгалтерам не придется переносить в новую форму.
Перечень изменений
Рассмотрим все листы декларации, которые по планам ФНС России будут изменены.
Титульный лист
Форма титульного листа (лист 01) декларации не претерпела никаких изменений. Для реквизита «По месту нахождения (учета)» появились новые коды, которые нужно применять определенным компаниям:
— код 225 — для фирм, которые получили статус участников проекта «Сколково» (в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ) и имеют налоговые льготы в виде возможности обложения прибыли по налоговой ставке 0 процентов*(2);
— код 226 — для осуществляющих образовательную либо медицинскую деятельность и применяющих ставку 0 процентов*(3);
— код 218 — для КГН*(4).
Не забыли специалисты ФНС России и о тех, кто, став участником КГН, получает доходы, не включаемые в консолидированную прибыль группы. Таким компаниям надо в графе «По месту нахождения (учета)» указывать те же коды, что и ранее (213 или 214 соответственно).
Перечень кодов налоговых периодов дополнится специальными значениями для отчетности КГН. Если группа уплачивает налог ежеквартально, то надо применять для I квартала, полугодия, девяти месяцев и года коды 13, 14, 15 и 16 соответственно. При ежемесячных авансовых платежах исходя из фактически полученной прибыли надо будет применять коды от 57 (для первого месяца) до 68 (для года). Участники группы, получающие доходы, не включаемые в консолидированную прибыль, будут применять те же коды периодов, что и раньше.
Появление КГН привело также к ряду технических правок в титульном листе декларации и в верхней части каждой последующей страницы. Логично, например, что применительно к декларации группы в графах для ИНН и КПП следует указывать данные ответственного участника группы.
Если компания является участником проекта «Сколково» и воспользовалась правом на освобождение от налогообложения*(5) (не путать с применением льготной ставки 0%*(6)), то ей придется исполнять обязанности налогового агента. Эта организация должна будет представлять в инспекцию по итогам отчетных (налоговых) периодов расчет в составе титульного листа декларации (листа 01), подраздела 1.3 раздела 1 и листа 03 с указанием кода 231 в графе «По месту нахождения (учета)» несмотря на то, что как таковую декларацию подавать не нужно.
Примечание. Декларацию по консолидированной группе налогоплательщиков представляет в инспекцию ответственный участник группы.
Раздел 1
Раздел 1 почти никак не изменился. Тем бухгалтерам, которые собирают консолидированную декларацию группы, надо учесть, что количество страниц подразделов 1.1 или 1.2 будет зависеть от числа субъектов РФ, в которых осуществляют деятельность члены группы или их обособленные подразделения. При этом на каждой странице необходимо заполнить реквизит ОКАТО соответствующим значением.
Нередко компания, являясь резидентом особой экономической зоны, осуществляет также деятельность вне данной зоны. При этом возможна ситуация, когда в рамках одной деятельности имеется сумма налога к доплате, а в рамках другой — к уменьшению. В этом случае необходимо показать «свернутую» сумму налога к доплате или к уменьшению в строке 040 или 050 раздела 1.1.
Лист 02
Применительно к строке 050 налоговики конкретизировали, что речь идет об убытках, которые не принимаются для целей налогообложения или подлежат признанию в особом порядке (например, реализация основных средств с убытком, убытки по объектам обслуживающих производств и хозяйств и т.п.). Указанные убытки, как и прежде, подлежат отражению в приложении N 3 к листу 02.
В строке 090 теперь следует указывать только сумму льгот в связи с осуществлением предпринимательской деятельности на территории особой экономической зоны в пределах Магаданской области.
Для декларации по КГН в строке 200 теперь нужно отражать суммарную величину исчисленного налога на прибыль в бюджеты субъектов РФ. При этом сами расчеты следует определять в новых приложениях N 6 и 6а к листу 02.
Аналогично следует рассчитать и сумму начисленных авансовых платежей в бюджет субъекта РФ по строке 230 листа 02.
Суммы налога, выплаченные за пределами России и засчитываемые в уплату налога*(7), как и раньше, надо будет отражать в строках 240, 250 и 260. При этом фискалы отмечают, что суммы не должны быть больше исчисленного фирмой налога (строки 180, 190 и 200 соответственно).
В декларации по КГН в строках 271 и 281 листа 02 также указывают результаты суммирования строк 100 и 110 нового приложения N 6 (подробнее см. далее).
Если предприятие является резидентом особой экономической зоны, то ему придется заполнять лист 02 дважды. Один раз по операциям в рамках особой экономической зоны с указанием в графе «Признак налогоплательщика» кода 3, при наличии «обычных» операций еще раз — с указанием кода 1. Как было сказано, свернутый итог (прибыль или убыток) по двум листам переносится в строку 040 или 050 соответственно раздела 1.1.
Приложение N 1 к листу 02
Одним из главных нововведений в приложении N 1 к листу 02 стало появление строки 107. В нее следует заносить внереализационные доходы от корректировки прибыли при несоответствии примененных цен рыночным*(8). Положения о трансфертном ценообразовании*(9) вводят сразу несколько способов определения рыночной цены. Для случаев, когда методом сопоставимой рентабельности или методом распределения прибыли*(10) будет выявлено отклонение от рыночных цен, компании придется корректировать налоговую базу. Отразить корректировку надо будет в составе внереализационных доходов*(11) по строке 107 приложения N 1 к листу 02. Указанную корректировку фирме надо производить самостоятельно в случае невозможности применения иных методов определения рыночных цен*(12).
Приложение N 2 к листу 02
В строках 052-055 приложения N 2 к листу 02 компании, принявшие решение создать резерв предстоящих расходов на НИОКР*(13), теперь смогут отразить расходы на формирование указанного резерва наряду с привычными расходами на НИОКР*(14).
Проектом изменений снято недоразумение, которое было обусловлено отсутствием в приказе указания, что показатель по строке 071 приложения N 2 к листу 02 декларации — справочный. Это обстоятельство приводило к искажениям строки 130. Нормативное закрепление того, что показатель строки 071 не включают при подсчете суммы расходов по строке 130, стало повторением высказанной ранее позиции ФНС России*(15).
Приложение N 3 к листу 02
В приложении N 3 к листу 02 теперь поименованы операции по реализации фирмой нематериального актива, полученного в результате осуществления расходов на НИОКР. Убыток от реализации указанного нематериального актива не признается для целей налогообложения*(16).
Ключевым изменением формы приложения N 3 к листу 02 станет ликвидация строк 070, 080 и 090. Их наличие предопределяло исключение из базы убытка от реализации права требования долга как реализация финансовой услуги. Это в корне противоречило требованиям Налогового кодекса, который разрешал признание указанного убытка. Проект фактически привел данный подзаконный акт в соответствие с Налоговым кодексом. О том, что строку 090 приложения N 3 к листу 02 заполнять не обязательно, налоговики высказывались и раньше*(17).
Примечание. Участник группы может получить доход, который не включается в консолидированную налоговую базу группы. В этом случае ему надо сдать декларацию в инспекцию по месту учета в части исчисления налога по этому доходу.
Если фирма получает доходы и расходы как учредитель доверительного управления, то помимо собственно сумм доходов по строке 210 и расходов по строке 220 ей придется раскрыть внереализационные доходы и расходы в справочных строках 211 и 221 соответственно. Указанные величины внереализационных доходов и расходов нужно учесть при формировании данных в строке 100 приложения N 1 к листу 02 и в строке 200 приложения N 2 к листу 02.
Приложение N 4 к листу 02
Приложение N 4 к листу 02 также не избежало некоторых изменений. Они обусловлены тем, что прошел десятилетний срок, когда можно было признать убытки, образовавшиеся до введения в действие части 2 Налогового кодекса. Это привело к устранению строк 020 и 030, а также 170 и 180. В них показывалась разбивка убытка на периоды до 1 января 2002 года и после этой даты.
Стоит отметить указание на то, что в декларации по КГН не подлежат отражению убытки участников, полученные до вхождения в группу*(18).
Новые приложения
Появление новых приложений к листу 02 затронет только ограниченный круг компаний, перешедших на уплату налога по консолидированной группе. Бухгалтеры КГН начиная с отчетности за I квартал 2012 года будут заполнять приложения N 6 и 6а к листу 02 налоговой декларации. Расчет налога, подлежащего уплате в бюджет субъекта РФ, теперь надо производить в специальном приложении N 6а к листу 02. Оно заполняется в разрезе каждого участника группы и каждого обособленного подразделения такого участника.
Приложение N 6а заполняется по тому же принципу, что и приложение N 5. При этом помимо ИНН и КПП ответственного участника группы в верхней части приложения нужно будет указывать в специальных графах ИНН, КПП и код ОКАТО соответствующего участника или его обособленного подразделения.
Коды в графе «Расчет составлен» практически полностью повторяют аналогичные коды в приложении N 5 к листу 02.
Строки с расчетом суммы налога в бюджет субъекта РФ идентичны аналогичным строкам, предусмотренным в приложении N 5 к листу 02, даже номера от 030 до 070 полностью совпадают. При этом по строке 040 указывается доля налоговой базы каждого участника консолидированной группы и каждого из обособленных подразделений в консолидируемой налоговой базе.
Сначала надо заполнить отдельный экземпляр приложения N 6а к листу 02 по каждому участнику и по каждому обособленному подразделению такого участника. Затем можно будет рассчитать сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в бюджет каждого субъекта РФ, в котором присутствуют компании группы и их подразделения.
Важно помнить, что если на территории одного субъекта РФ находятся сразу несколько подразделений или сам участник и его обособленные подразделения, то по такому субъекту заполняется только один, общий экземпляр приложения N 6а к листу 02. Рассчитанные в приложении N 6а данные в разрезе участников и субъектов РФ подлежат группировке в приложении N 6 к листу 02. При этом суммы по одному субъекту, отраженные в разных приложениях N 6а, сводятся в единые суммы по строкам приложения N 6, относящегося к конкретному субъекту РФ.
Форма приложения N 6 к листу 02 в основном идентична приложению N 5 к листу 02 и приложению N 6а к листу 02. Показатели строк 080-121 приложения N 6 к листу 02 надо заполнять в порядке, установленном для приложения N 5 к листу 02. При заполнении верхней части приложения N 6 надо указать ИНН, КПП и код ОКАТО соответствующего участника (или его обособленного подразделения), через которого производится уплата налога в бюджет субъекта РФ.
Допустим, в КГН входят пять участников, три из которых расположены в Москве. Обособленных подразделений они не имеют. Тогда ответственный участник при составлении декларации заполнит три приложения N 6а к листу 02 налоговой декларации (по одному для каждого участника). Затем данные из строк 030-070 приложений N 6а, относящихся к Москве, будут построчно суммированы в строках 030-070 приложения N 6 к листу 02. Затем уже в приложении N 6 в строках 080-121 надо рассчитать сумму налога, причитающуюся в бюджет Москвы, сумму налога к доплате, сумму налога к уменьшению и т.п.
Данные о суммах налога к доплате или к уменьшению (строки 100 и 110), рассчитанные в приложении N 6 по Москве, будут включены наряду с соответствующими суммами по другим субъектам РФ в сводный показатель суммы налога к доплате или уменьшению по строке 271 или 281 листа 02. Кроме того, рассматриваемому приложению N 6 к листу 02 будет соответствовать экземпляр раздела 1.1 или 1.2 с аналогичным кодом ОКАТО.
ведущий консультант налоговой группы BDO «Актуальная бухгалтерия», N 3, март 2012 г.
*(1) приказ ФНС России от 15.12.2010 N ММВ-7-3/730@
*(2) п. 5.1 ст. 284 НК РФ
*(3) ст. 284.1 НК РФ
*(4) ст. 25.1 НК РФ
*(5) ст. 246.1 НК РФ
*(6) п. 5.1 ст. 284 НК РФ
*(7) ст. 311 НК РФ
*(8) ст. 105.12, 105.13 НК РФ
*(9) гл. 14.5 НК РФ
*(10) ст. 105.12, 105.13 НК РФ
*(11) п. 22 ст. 250 НК РФ
*(12) ст. 105.7-105.10 НК РФ
*(13) ст. 267.2 НК РФ
*(14) ст. 262 НК РФ
*(15) письмо ФНС России от 30.06.2011 N ЕД-4-3/10424
*(16) п. 9 ст. 262 НК РФ
*(17) письмо ФНС России от 11.11.2011 N ЕД-4-3/18881@
*(18) п. 6 ст. 278.1 НК РФ
Еще статьи из этого раздела
- Летняя детская оздоровительная кампания – 2021
- НДФЛ – 2021: ключевые изменения для граждан и бизнеса ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/article/1428255/#ixzz6kGlc1hra
- Принципы госконтроля – 2021: фундамент новой системы контрольно-надзорной деятельности
- Возможные варианты перехода на электронные трудовые книжки и полностью электронный кадровый документооборот
- Риски выпуска сертификата электронной подписи по рукописной доверенности