«Гарант-Кострома»
Информационно-правовое обеспечение Белгородской области

«Входной» НДС при списании нормируемых расходов

«Входной» НДС при списании нормируемых расходов
При налогообложении прибыли нормируют расходы на рекламу и представительские расходы. По мере увеличения норматива корректируется и сумма «входного» НДС.

Ряд расходов учреждения нормируют при налогообложении прибыли, в частности, отдельные виды расходов на рекламу и представительские расходы. Согласно Налоговому кодексу если затраты принимаются для целей налогообложения по нормативам, то суммы «входного» НДС по ним подлежат вычету в размере, соответствующем этим нормам*(1).

По рекламным расходам нормируют затраты на приобретение призов, вручаемых победителям розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампаний, а также затраты на те виды рекламы, которые не перечислены в пункте 4 статьи 264 Налогового кодекса. Их учитывают при налогообложении в пределах 1 процента выручки (без НДС и акцизов*(2)), полученной учреждением за отчетный или налоговый период (год). Подобные расходы учреждение должно учитывать по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

К представительским относят расходы на проведение официальных приемов (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия), транспортное обеспечение лиц, участвующих в переговорах, их буфетное обслуживание, оплату услуг переводчиков, не состоящих в штате учреждения. Представительские расходы учитывают при налогообложении прибыли в пределах 4 процентов от расходов на оплату труда за отчетный или налоговый период по налогу на прибыль (то есть календарный год). Такие расходы также являются прочими и учитываются учреждением по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Показатель, необходимый для расчета норматива (то есть сумма выручки или расходы на оплату труда), становится известен учреждению лишь по окончании отчетного года. При этом подобные затраты могут быть понесены значительно раньше. Поэтому бухгалте должен ежеквартально корректировать сумму «входного» НДС, досписывая ее по мере увеличения норматива и суммы затрат, принимаемых при налогообложении прибыли*(3).

Пример:
В III кв. отчетного года учреждение осуществило следующие затраты:
— нормируемые рекламные расходы в сумме 236 000 руб. (в т.ч. НДС — 36 000 руб.);
— представительские расходы в размере 35 400 руб. (в т.ч. НДС — 5400 руб.).

Указанные затраты понесены в рамках приносящей доход деятельности, облагаемой НДС.
Показатели учреждения за 9 месяцев текущего года по приносящей доход деятельности составили:
— выручка от реализации (без НДС) — 12 000 000 руб.;
— расходы на оплату труда — 360 000 руб.

Для упрощения примера забалансовый учет денежных средств учреждения не приводится.
Сумма рекламных расходов, принимаемая при налогообложении прибыли, составит:
12 000 000 руб. х 1% = 120 000 руб.
Сумма «входного» НДС, принимаемая к вычету по расходам на рекламу, будет равна:
120 000 руб. х 18% = 21 600 руб.
Сумма представительских расходов, принимаемая при налогообложении прибыли, составит:
360 000 руб. х 4% = 14 400 руб.
Сумма «входного» НДС, принимаемая к вычету по представительским расходам, будет равна:
14 400 руб. х 18% = 2592 руб.
При отражении данных затрат в учете учреждения делают записи:
Дебет 2 210 01 560 Кредит 2 302 26 730
— 36 000 руб. — отражены сумма «входного» НДС по затратам на рекламу и кредиторская задолженность перед подрядчиком (исполнителем);
Дебет 2 109 60 226 (2 109 70 226...) Кредит 2 302 26 730
— 200 000 руб. (236 000 — 36 000) — учтены сумма рекламных расходов и кредиторская задолженность перед подрядчиком (исполнителем) (без «входного» НДС);
Дебет 2 302 26 830 Кредит 2 201 11 610
— 236 000 руб. — оплачены рекламные расходы с лицевого счета учреждения в казначействе;
Дебет 2 303 04 830 Кредит 2 210 01 660
— 21 600 руб. — частично принята к вычету сумма «входного» НДС по рекламным расходам;
Дебет 2 210 01 560 Кредит 2 302 26 730
— 5400 руб. — отражены сумма «входного» НДС по представительским расходам и кредиторская задолженность по ним;
Дебет 2 109 60 226 (2 109 70 226...) Кредит 2 302 26 730
— 30 000 руб. (35 400 — 5400) — учтены сумма представительских расходов и кредиторская задолженность про ним (без «входного» НДС);
Дебет 2 302 26 830 Кредит 2 201 11 610
— 35 400 руб. — оплачены представительские расходы с лицевого счета учреждения в казначействе;
Дебет 2 303 04 830 Кредит 2 210 01 660
— 2592 руб. — частично принята к вычету сумма «входного» НДС по представительским расходам.
Таким образом, по итогам III квартала отчетного года в учете учреждения сформировалось дебетовое сальдо по счету 0 210 01 000 в сумме:
36 000 + 5400 — 21 600 — 2592 = 17 208 руб.
За отчетный финансовый год показатели учреждения по приносящей доход деятельности составили:
— выручка от реализации (без НДС) — 23 000 000 руб.;
— расходы на оплату труда — 1 800 000 руб.
Сумма рекламных расходов, принимаемая при налогообложении прибыли, составит:
23 000 000 руб. х 1% = 230 000 руб.
Сумма «входного» НДС, принимаемая к вычету по расходам на рекламу, будет равна:
230 000 руб. х 18% = 41 400 руб.
Следовательно, в отношении рекламных расходов учреждению следует досписать всю сумму «входного» НДС. Она составит:
36 000 — 21 600 = 14 400 руб.
Сумма представительских расходов, принимаемая при налогообложении прибыли, составит:
1 800 000 руб. х 4% = 72 000 руб.
Сумма «входного» НДС, принимаемая к вычету по представительским расходам, будет равна:
72 000 руб. х 18% = 12 960 руб.
В отношении представительских расходов учреждению следует также досписать всю сумму «входного» НДС, которая составит:
5400 — 2592 = 2808 руб.
Операции по досписанию суммы «входного» НДС по рекламным и представительским расходам отражают записями:
Дебет 2 303 04 830 Кредит 2 210 01 660
12 960 руб. — принята к вычету оставшаяся сумма «входного» НДС по рекламным расходам;
Дебет 2 303 04 830 Кредит 2 210 01 660
2808 руб. — принята к вычету оставшаяся сумма «входного» НДС по представительским расходам.

«Актуальная бухгалтерия», N 6, июнь 2014 г.


*(1) п. 7 ст. 171 НК РФ
*(2) письмо Минфина России от 07.06.2005 N 03-03-01-04/1/310
*(3) письмо Минфина России от 06.11.2009 N 03-07-11/285