Как при УСН учесть расходы на спецоценку условий труда
Как при УСН учесть расходы на спецоценку условий труда
С 1 января 2014 года вместо аттестации рабочих мест компании, в том числе на «упрощенке», в силу закона обязаны осуществлять специальную оценку условий труда (далее — спецоценка)*(1). При этом они из собственного кармана оплачивают услуги по ее проведению специализированным организациям. А вопрос, может ли фирма на УСН с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов» уменьшить базу по «упрощенному» налогу на расходы, связанные с оплатой спецоценки, является достаточно спорным.
Позиция Минфина России
Согласно высказанной в одном из писем позиции Минфина России расходы на оплату услуг по проведению спецоценки не могут учитываться при определении налоговой базы по «упрощенному» налогу*(2). Данный вывод ведомство обосновывает тем, что в главе 26.2 Налогового кодекса установлен закрытый перечень налогооблагаемых расходов, в котором подобные затраты не поименованы*(3).
Аналогичную точку зрения Минфин России высказал и в другом письме *(4), доведенном позднее ФНС России до сведения своих нижестоящих подразделений*(5).
Отметим, ранее финансовое ведомство неоднократно разъясняло, что указанный выше перечень является закрытым и не подлежит расширительному толкованию*(6).
Однако формально письма Минфина России имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют компаниям иначе трактовать нормы законодательства РФ. Позиция в пользу налогоплательщиков вполне имеет право на существование.
Иная точка зрения
«Упрощенец» вправе включить расходы на спецоценку в расчет базы по «упрощенному» налогу по следующим основаниям.
Во-первых, в перечне*(7) есть виды расходов, к которым можно отнести и затраты на проведение спецоценки, например:
— материальные расходы*(8). Спецоценка определяет воздействие вредных факторов на работников, то есть, по сути, она связана с контролем за соблюдением процессов производства (технологических процессов)*(9);
— расходы на подтверждение соответствия продукции или иных объектов, процессов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров*(10). Подтверждение соответствия — это документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов, технических регламентов положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров*(11);
— расходы на оплату услуг специализированных организаций по проведению экспертизы, обследований, выдаче заключений и предоставлению иных документов, наличие которых обязательно для получения лицензии (разрешения) на осуществление конкретного вида деятельности*(12).
В настоящее время требование о проведении спецоценки для получения лицензий на право ведения отдельных видов деятельности не распространено, однако раньше во многих регионах проведение схожей по назначению процедуры аттестации рабочих мест являлось обязательным условием для получения лицензий.
Если выбирать из указанных выше видов, то лучше остановиться на материальных расходах*(13), поскольку это наиболее «широкое» основание для включения затрат в налоговую базу. Кроме того, при использовании основания, указанного в подпункте 26 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса, инспекторы при проверке могут счесть, что предполагается учет затрат, произведенных в соответствии с Законом о техническом регулировании, действие которого не распространяется на отношения в области охраны труда*(14).
Во-вторых, согласно Трудовому кодексу *(15) и Закону N 426-ФЗ*(16) организация и финансирование проведения спецоценки являются обязательными для работодателя, а следовательно, соответствующие расходы являются экономически обоснованными*(17).
В-третьих, если провести параллели с общей системой налогообложения, мы увидим, что затраты на спецоценку при расчете базы по налогу на прибыль учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией*(18).
Арбитражная практика
Еще не сложилась арбитражная практика в отношении возможности уменьшения базы по «упрощенному» налогу на расходы, связанные с проведением спецоценки. Однако были случаи, когда суды признавали обоснованным включение в базу иных документально подтвержденных понесенных налогоплательщиками расходов, напрямую не поименованных в перечне*(19). Например, ФАС Центрального округа*(20) не согласился с выводом инспекторов о неправомерном уменьшении фирмой налоговой базы затратами на оплату услуг за медицинский осмотр сотрудников. Обязательность проведения таких мероприятий обусловлена видом деятельности, в связи с чем является производственной необходимостью и, соответственно, расходы должны учитываться в целях налогообложения. Схожая позиция судов прослеживается и во многих других решениях*(21).
Таким образом, у компании, применяющей УСН, есть основания для уменьшения базы по «упрощенному» налогу расходами на проведение спецоценки. Однако, принимая во внимание позицию Минфина России и ФНС России, учет подобных расходов повлечет существенный риск возникновения претензий со стороны инспекторов. При этом высока вероятность того, что суды поддержат компанию.
юрист корпоративной и арбитражной практики
компании «Качкин и Партнеры»
«Актуальная бухгалтерия», N 10, октябрь 2014 г.
*(1) Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ (далее — Закон N 426-ФЗ), Федеральный закон от 28.12.2013 N 421-ФЗ
*(2) письмо Минфина России от 16.06.2014 N 03-11-06/2/28551
*(3) п. 1 ст. 346.16 НК РФ
*(4) письмо Минфина России от 30.06.2014 N 03-11-09/31528
*(5) письмо ФНС России от 30.07.2014 N ГД-4-3/14877@
*(6) письма Минфина России от 11.03.2013 N 03-11-06/2/7123, от 28.02.2013 N 03-11-06/2/5838, от 18.02.2013 N 03-11-06/2/4248
*(7) п. 1 ст. 346.16 НК РФ
*(8) подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ
*(9) подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ
*(10) подп. 26 п. 1 ст. 346.16 НК РФ
*(11) ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ (далее — Закон о техническом регулировании)
*(12) подп. 30 п. 1 ст. 346.16 НК РФ
*(13) подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ
*(14) п. 4 ст. 1 Закона о техническом регулировании
*(15) ст. 212 ТК РФ
*(16) ч. 1 ст. 8 Закона N 426-ФЗ
*(17) п. 1 ст. 252 НК РФ
*(18) подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ
*(19) п. 1 ст. 346.16 НК РФ
*(20) пост. ФАС ЦО от 14.11.2007 N А36-1308/2007
*(21) пост. ФАС УО от 06.10.2008 N Ф09-7032/08-С3, от 27.10.2004 N Ф09-4454/04АК, ФАС ПО от 22.09.2008 N А12-17573/07-с29, ФАС ВВО от 26.06.2007 N А29-6765/2006а, ФАС ВСО от 20.12.2006 N А33-16021/2005-Ф02-6867/06-С1
Еще статьи из этого раздела
- Летняя детская оздоровительная кампания – 2021
- НДФЛ – 2021: ключевые изменения для граждан и бизнеса ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/article/1428255/#ixzz6kGlc1hra
- Принципы госконтроля – 2021: фундамент новой системы контрольно-надзорной деятельности
- Возможные варианты перехода на электронные трудовые книжки и полностью электронный кадровый документооборот
- Риски выпуска сертификата электронной подписи по рукописной доверенности