«Гарант-Кострома»
Информационно-правовое обеспечение Белгородской области

«Крупнейших» станет больше

«Крупнейших» станет больше
Критерии для крупнейших налогоплательщиков недавно изменились. В частности, теперь к этой категории юридических лиц можно будет отнести даже некоторые некоммерческие организации.

Критерии , на основании которых та или иная организация может быть отнесена к категории крупнейших, недавно были конкретизированы. Изменения были внесены приказом ФНС России*(1).

Напомним, что порядок постановки на учет крупнейших налогоплательщиков регулируется положениями статьи 83 Налогового кодекса, а также специальными актами*(2) контролирующих органов.

Из утвержденной процедуры постановки на учет следует, что для признания организации крупнейшим налогоплательщиком ее волеизъявления не требуется. Для этого ей необходимо объективно соответствовать ряду критериев в части показателей финансово-экономической деятельности по данным бухгалтерской и налоговой отчетности за определенный период. Также крупнейшим налогоплательщиком может быть признана любая организация, имеющая признаки взаимозависимости (согласно налоговому законодательству) с теми юридическими лицами, которые подпадают под категорию крупнейших.

Ключевые изменения

Прежде всего рассмотрим наиболее важные изменения критериев, по которым теперь будут определять крупнейших налогоплательщиков.

Во-первых, уточнены признаки налогоплательщиков, которые признаются крупнейшими в целях администрирования на региональном уровне. Согласно изменениям в эту категорию попадают организации исходя из суммарных объемов полученных доходов (от 1 до 20 млрд. руб.) при условии одновременного соответствия по признаку стоимости активов (от 100 млн. руб. до 20 млрд. руб.) либо суммарного объема начислений федеральных налогов и сборов (от 75 млн. руб. до 1 млрд. руб.). Ранее для признания крупнейшим налогоплательщиком требовалось соответствие только одному из признаков, при этом признак объема начислений в федеральный бюджет определялся дифференцированно: в зависимости от отрасли, в которой задействован налогоплательщик. По остальным двум признакам минимальный порог соответствия статусу крупнейшего налогоплательщика ранее был выше.

Во-вторых, изменились условия признания в качестве крупнейших налогоплательщиков, подлежащих администрированию на федеральном уровне, для организаций, которые заняты в сфере оказания транспортных услуг. Теперь такой показатель финансово-экономической деятельности, как суммарный объем начислений федеральных налогов, должен составлять более 300 миллионов рублей. Таким образом, по этому показателю налогоплательщики транспортной сферы на сегодняшний день соответствуют тем, которые занимаются оказанием услуг связи.

Третье значимое изменение коснулось некоммерческих организаций.

Прежняя редакция Критериев прямо исключала возможность признания таких юридических лиц крупнейшими налогоплательщиками. Однако теперь они могут получить этот статус, если их суммарный объем доходов за отчетный год соответствует установленному для налогоплательщиков, подлежащих администрированию в качестве крупнейших.

И наконец, изменениям подвергся раздел II Критериев. Этот раздел предусматривает возможность отнесения к крупнейшим налогоплательщикам организаций, которые признаются взаимозависимыми с теми, кто подпадает под условия признания крупнейшими налогоплательщиками по показателям финансово-экономической деятельности.

Новая редакция раздела II закрепляет, что взаимозависимость организаций определяется по признакам, которые установлены в статье 105.1 Налогового кодекса.

Здесь следует отметить, что ранее ФНС России*(3) сформулировала официальную позицию касательно вопроса постановки на учет участников консолидированной группы налогоплательщиков, созданной для исчисления налога на прибыль. Согласно этой позиции ответственный участник консолидированной группы в любом случае подлежит администрированию в качестве крупнейшего налогоплательщика на федеральном уровне на основании решения Контрольного управления ФНС России. Аналогичная позиция отражена и в другом письме налогового ведомства*(4).

Таким образом, с учетом рассматриваемого положения Критериев можно предположить, что соответствовать условиям постановки на учет в качестве крупнейших налогоплательщиков будут и другие участники консолидированной группы.

Постановка на налоговый учет

Итак, если организация относится к крупнейшим налогоплательщикам, то она подлежит постановке на учет в соответствующей инспекции межрегионального (межрайонного) уровня. Эта инспекция направляет запрос в налоговый орган по месту нахождения организации, который, в свою очередь, должен передать в межрегиональную (межрайонную) инспекцию учетное дело, документы налогового контроля и, разумеется, лицевые счета. При этом за налоговым органом по месту нахождения организации сохраняется обязанность по ведению регистрационного дела налогоплательщика.

По мере постановки организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика инспекция направляет ей уведомление с вновь присвоенным КПП (не позднее трех дней с даты получения учетного дела)*(5). С этого момента все процедуры, которые связаны с представлением налоговой отчетности, мероприятиями налогового контроля, ведением карточек расчетов с бюджетом, выполняет именно межрегиональная (межрайонная) инспекция по крупнейшим налогоплательщикам. Но если у организации имеются обособленные подразделения, то все фискальные функции в отношении этих подразделений производятся в обычном порядке по месту нахождения последних.

Ю. Урбан,
старший юрисконсульт компании «ФБК-Право»
«Актуальная бухгалтерия», N 8, август 2012 г.

*(1) приказ ФНС России от 24.04.2012 N ММВ-7-2/274@
*(2) см. особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, утв. приказом Минфина России от 11.07.2005 N 85н, критерии отнесения организаций — юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях, утв. приказом ФНС России от 16.05.2007 N ММ-3-06/308@ (далее — Критерии)
*(3) письмо ФНС России от 13.01.2012 N АС-4-2/135@
*(4) письмо ФНС России от 20.03.2012 N ЕД-4-3/4638
*(5) п. 4 особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков