«Гарант-Кострома»
Информационно-правовое обеспечение Белгородской области

«Налоговая стратегия: следовать законам» (интервью с М.К. Подлазовым, вице-президентом по экономике и финансам компании «Русская Фитнес Группа»)

«Налоговая стратегия: следовать законам» (интервью с М.К. Подлазовым, вице-президентом по экономике и финансам компании «Русская Фитнес Группа»)
Мы поговорили с вице-президентом по экономике и финансам компании «Русская Фитнес Группа» Михаилом Константиновичем Подлазовым. «Русская Фитнес Группа» была образована для объединения фитнес-сети World Class и фитнес-клубов «ФизКульт». Компания является крупнейшей корпорацией в российской фитнес-индустрии. В ее состав входит более 47 фитнес-клубов, представленных в разных городах России и стран СНГ. В компании работают свыше 2700 сотрудников тренерского и менеджерского состава. Из разговора с Михаилом Константиновичем мы узнали, как строится организация финансовой службы в компании и какой налоговой стратегии придерживается «Русская Фитнес Группа».

Михаил Константинович, расскажите, какими видами деятельности занимается компания «Русская Фитнес Группа»?
Основной вид деятельности компании — оказание спортивных услуг. В ближайшем будущем мы хотим начать оказывать еще и медицинские услуги.

Какие есть особенности учета сети фитнес-клубов? Каждый клуб — это обособленное подразделение?

Обособленных подразделений в местонахождении каждого из клубов нет. Такая практика — разделение бизнеса на несколько юридических лиц — очень распространена в сфере оказания спортивных услуг. Однако весь наш бизнес — это одно юридическое лицо. Этим мы отличаемся от большинства компаний. Головной офис находится в Москве, и есть один филиал в Санкт-Петербурге. Нет у нас и отдельных обслуживающих структур для каждого клуба. То есть в компании единая финансовая служба и единая централизованная бухгалтерия.

А как в системе бухгалтерского учета организован учет клубов?

В бухгалтерской системе каждый клуб — это отдельная площадка. Программа для ведения бухучета позволяет сформировать столько разделов, сколько в компании клубов. И учет ведется по каждому клубу внутри программы. Это нужно, например, для правильного учета инвентаря, учета передачи ТМЦ из одного клуба в другой и точного учета по каждому клиенту клуба и т.д. Но в отчетности все клубы сведены воедино, финансовые показатели формируются в целом по компании.

Михаил Константинович, давайте поговорим о персонале. Вы набираете сотрудников в штат или люди работают на аутсорсе?

Все сотрудники — тренеры, массажисты, косметологи, руководство и т.д. — приняты в штат по трудовому договору. Фонд оплаты труда «съедает» значительную часть выручки компании.
Мы платим все страховые взносы, оформляя сотрудников согласно трудовому законодательству. С этого года мы несем дополнительную налоговую нагрузку в связи с появлением ставки 10 процентов в ПФР на выплаты работникам, превышающие предельную величину базы для начисления страховых взносов.
Со стороны мы привлекаем работников клининговых служб для проведения уборки помещений, также на аутсорсе у нас эксплуатация зданий и помещений.

Зарплата тренеров как-то зависит от интенсивности их работы?
У тренеров зарплата состоит из фиксированной и переменной части, которая зависит от количества проведенных тренировок: групповых, за которые клиенты не платят отдельно, и персональных, которые оплачиваются каждая отдельно клиентом.
Выработка тренера напрямую влияет на величину его зарплаты. Поскольку тренеры сами не могут пойти на улицу и призывать клиентов на персональные тренировки, для них рассчитываются нормативы нагрузки. Конечно, есть более успешные и загруженные тренеры, которые перевыполняют норматив. В целом мы стараемся соблюдать баланс «количество людей — количество тренеров».

Вы делаете какие-то расчеты, чтобы удерживать такой баланс?
У нас принято очень много различных нормативов, разработаны ключевые показатели эффективности (KPI). Количество сотрудников рассчитывается исходя из уровня проникновения фитнес-тренировки, количества тренировок на одного тренера.
Фитнес — это сезонный вид деятельности. Как правило, летняя загрузка составляет 60-70 процентов от зимней. Это мы тоже учитываем. Плюс в течение дня большая разница загрузки: есть, например, часы пик в вечернее время, когда люди приходят после работы заниматься. Соответственно для тренеров мы строим гибкие графики, устанавливаем графики дежурства, то есть в клубе постоянно должно быть определенное количество персонала.

Какими привилегиями пользуется ваш персонал?
Конечно, у наших сотрудников есть медицинская страховка, которую оплачивает компания. Также наши работники имеют право бесплатно посещать фитнес-клуб. Но для них установлены определенные часы посещений, которые не совпадают с часами пик.

Тренеры тоже могут пользоваться фитнес-залами бесплатно?
Есть такое правило: человек в форме тренера не может заниматься в фитнес-клубе. Человек в форме — это тренер на работе, он должен работать с клиентами, проводить тренировки, консультировать, следить за посетителями. В свободное от работы время заниматься фитнесом может любой сотрудник, в том числе тренер.

Михаил Константинович, расскажите о налоговой стратегии «Русской Фитнес Группы». В чем секрет успеха компании?
Наша налоговая стратегия — поддерживать высший уровень «белизны». Это значит, что мы открыто общаемся с налоговой инспекцией и платим все налоги. Чтобы повысить уровень прозрачности бизнеса, мы не используем налоговые схемы, которые широко распространены в фитнес-индустрии.

Приходилось ли вам решать спорные вопросы с налоговой инспекцией в суде?
Да, и в этом нет ничего страшного. Споры с инспекцией не следует воспринимать негативно, с убеждением, что компания проиграет дело. Споры дают необходимый опыт для разрешения сложных ситуаций в будущем.

К тому же если у компании есть своя твердая обоснованная позиция, она может уверенно выступать в суде и выиграть дело. Это будет полезно не только самой компании, но и другим фирмам с похожими проблемами. Арбитражная практика должна формироваться из актуальных вопросов и проблем и показывать пути их решения.

Чтобы оплатить занятия в фитнес-клубе, клиент покупает абонемент — клубную карту с разными сроками действия. Есть какие-то нюансы учета при оплате услуг клубными картами?

Отражение выручки в фитнесе — очень сложная тема. Потому что мы получаем выручку, продавая клубные карты. Карта продается сегодня, а человек посещает клуб, например, следующие 12 месяцев. Он получает услугу на протяжении всего года, то есть отражать эту услугу нужно в течение года, а не сразу в момент оплаты карты. Так отражается выручка и по международным, и по российским стандартам.

Кстати о международных стандартах. Вы применяете МСФО уже четыре года. Какие положительные моменты можете отметить? В чем преимущество международных стандартов перед российскими?

Действительно, четыре года мы составляем отчетность по МСФО. Российский бухучет правильный, так как он отражает только то, что реально произошло и подтверждено документами. Никакого персонального суждения, минимум оценок. Есть документ — есть проводка, нет документа — нет и проводки. Все просто, понятно и доступно. С точки зрения чистого бухучета российские стандарты правильнее.

Но с точки зрения управления бизнесом и понимания реальной ситуации, с точки зрения оценки финансового результата правильную и полную картину дают МСФО. Например, документа нет, но расходы понесены. Этот факт нужно учесть при принятии управленческих решений, и отразить его в МСФО можно, а в РСБУ нельзя. МСФО — это стандарт, который позволяет отражать реальную картину.

Для нашей компании есть абсолютно практический аспект: используя принципы международных стандартов финансовой отчетности, мы становимся прозрачными для инвесторов.

Беседу провела
Е. Степина,
эксперт по финансовому законодательству

«Актуальная бухгалтерия», N 7, июль 2012 г.